|
|
N°204, 06 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая перемена
Несостоявшаяся сделка по покупке Opel стала «уроком для России»
Отказ General Motors от сделки по продаже своего немецкого актива -- компании Opel канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк стал сюрпризом не только для рынка, но и для премьер-министра Владимира Путина. Но это не наносит ущерба интересам России, заявил он вчера на президиуме правительства. «Это говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами», -- добавил премьер. Ситуация вокруг сделки по Opel -- «урок для России, который необходимо будет учитывать в будущем», сказал он. «Мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем, хотя пренебрежительное отношение к своим партнерам, в данном случае это обращено прежде всего к европейцам, а не к нам, надо будет иметь это в виду в будущем», -- заметил г-н Путин.
По словам главы правительства, GM никого не предупреждал и «в явочном порядке поставил всех перед фактом, несмотря на все достигнутые ранее договоренности, подписанные документы, в том числе юридического характера». Тем не менее, подчеркнул премьер, решение GM никак не скажется на планах России, «они никакого изменения не претерпят». «Мы будем работать со всеми, в том числе американскими производителями -- компания GM представлена в России, мы будем поддерживать их деятельность в России, так же, как будем поддерживать наши контакты с европейскими производителями», -- сказал он. В числе последних г-н Путин назвал немецких, французских производителей -- всех, кто пришел на российский рынок. «У нас есть свои большие планы, они в любом случае будут реализовываться -- не в рамках данной схемы (покупки акций Opel) -- по другим направлениям», -- заявил премьер.
В прошедший вторник совет директоров GM неожиданно принял решение не продавать 55% акций Opel консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка. Директора приняли во внимание улучшенные прогнозы для авторынка и изменение положения самой американской компании. Практически сразу стало известно, что теперь GM уволит 10 тыс. сотрудников Opel, частью которого является британский бренд Vauxhall.
Всего в европейских структурах Opel, почти половина из которых базируется в Германии, заняты 54 тыс. человек. Сокращение 10 тыс. рабочих мест, по сути, мало чем отличается от планов, озвученных компанией Magna. Тем не менее немецкие профсоюзы, опасающиеся закрытия двух из четырех предприятий Opel, уже провели вчера акции протеста.
В Рюссельсхайме, где расположено главное производство автокузницы, на митинг протеста вышли 10 тыс. работников Opel. Это, как заявил перед собравшимися глава производственного совета Opel Клаус Франц, стало лишь началом борьбы трудового коллектива против планируемого увольнения 9 тыс. человек и закрытия ряда предприятий. «Мы будем совместно выступать за наше общее будущее, -- звал к новым протестам г-н Франц. -- Мы не позволим нас разгромить. Мы верим в себя, потому что мы Opel». Одновременно он обнародовал условия, при соблюдении которых будут возможны любые дальнейшие переговоры представителей работников Opel c руководством GM. Прежде всего Opel должны предоставить право быть зарегистрированным в качестве «германского акционерного общества» с соблюдением всех необходимых в подобных случаях требований. В будущем предприятие не должно оставаться, как выразился г-н Франц, «придатком GM». Кроме того, было выдвинуто требование заключения тарифного договора для обеспечения деятельности Международного центра развития Opel в Рюссельсхайме. Третьим условием председатель совета коллектива назвал «введение новых форм материального обеспечения работников».
Особенно бурно в Рюссельсхайме реагируют на угрозу из-за океана отправить германский Opel на путь банкротства. И действительно после отказа от продажи Opel американский концерн заявил о намерении санировать свою дочернюю компанию в Европе, сообщила «Немецкая волна». По словам руководителя европейского подразделения GM Карла Петера Форстера, за основу американский концерн намерен взять план санации, разработанный австрийско-канадской компанией Magna. На этот план правительство Германии собиралось выделить 4,5 млрд евро. Но, по мнению главы концерна GM Фрица Хендерсона, санация европейских предприятий Opel и Vauxhall обойдется не более чем в 3 млрд евро, хотя ревизоры оценили ее стоимость в 4 млрд евро. По словам г-на Хендерсона, GM намерен вернуться к плану реструктуризации, разработанному еще в конце 2008 года, который предполагает сокращение накладных расходов на 30%.
Но глава производственного совета Opel г-н Франц вчера назвал путь банкротства шантажом и запугиванием. «Прекратите свою болтовню о банкротстве, -- призвал он руководство материнской компании. -- Это только вредит нашему бизнесу». Вчера же, по некоторым данным, совет коллектива предприятия должен был обратиться с жалобой в Еврокомиссию в Брюсселе. В ней говорится о том, что план санирования, представленный в нынешнем году GM, ставит под угрозу сохранность ряда предприятий Opel в Бельгии и Германии. В случае если GM приступит к реализации этого плана, опираясь на финансирование из государственных источников Великобритании и Испании, речь пойдет о грубом нарушении правил конкурентного соперничества. Если это произойдет, г-н Франц пообещал, что Opel поставит вопрос об этом перед комиссаром ЕС по вопросам конкуренции Неели Крус.
Акции протеста работников Opel вчера прошли также и на других производственных площадках, где расположены заводы концерна. В течение дня манифестациями были охвачены Айзенах, Бохум и Кайзерслаутерн. В Бохуме протестующих работников Opel поддержал премьер-министр федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия Юрген Рюттгерс.
Ведущие независимые эксперты автомобильной отрасли пока без устали предупреждают о серьезных рисках для Opel, если германский автоконцерн продолжит свою деятельность под крышей GM. Профессор университета Дуисбург-Эссен Фердинанд Дуденхеффер, считающийся авторитетным экспертом в автоиндустрии, утверждает, что представленный из-за океана план спасения Opel, согласно которому должно быть сокращено «лишь» 10 тыс. рабочих мест, по сути своей напоминает концепцию Magna-Сбербанка и только на первый взгляд является «примирительным». По опыту последних двадцати лет, заявил профессор в интервью Financial Times Deutschland, можно сказать, что риск возможного провала попыток оздоровления Opel в составе GM оказывается очень высоким. «По моим оценкам, даже слишком высоким, чтобы предоставлять миллиардные кредиты из денег налогоплательщиков», -- сказал г-н Дуденхеффер.
Свой вывод эксперт основывает на том, что для Opel путь на «рынок будущего -- Россию» в отличие от компании Magna будет фактически закрыт. «После того как GM в России наколотил фарфора, для американского концерна будут там закрыты возможности, которые бы могли быть реализованы в случае, как предполагалось, кооперации Opel, Magna и ГАЗа. Тем самым и объем бизнеса GM--Opel окажется существенно скромнее», -- считает профессор. Он также опасается, что после банкротства GM будет сложнее добиться получения кредитов на хороших условиях. «На фоне этого для GM работа по санированию производств в Западной Европе и Северной Америке будет сопряжена с очень большими рисками», -- сказал г-н Дуденхеффер. По его мнению, GM планирует использовать, по сути, копию плана, представленного Magna, для того чтобы в Германии получить бюджетные кредиты на 2 млрд долл. из денег налогоплательщиков, а также добиться уступок по размеру заработков работников Opel.
Как будут развиваться события, остается только догадываться. Правительство ФРГ уже потребовало после встречи федерального канцлера Ангелы Меркель с председателем производственного совета Opel г-ном Францем выработать план действий по спасению 25 тыс. рабочих мест на четырех заводах Opel в Германии. Но все же сначала, как считают немецкие политики, GM должна возвратить уже выплаченные средства из госкредита, предоставленного правительством ФРГ на поддержание деятельности Opel. Как сообщил вчера президент GM Фриц Хендерсон, GM погасит бридж-кредит на сумму 1,5 млрд евро уже до конца ноября. По его словам, GM полностью не использовала предоставленный кредит, и сейчас ее задолженность по нему составляет 900 млн евро.
Продажи новых автомашин в США в октябре оказались лучше ожиданий и составили в годовом исчислении, согласно данным исследовательской компании Autodata, 10,46 млн, сообщает ИНТЕРФАКС. Этот показатель превысил средний прогноз аналитиков -- 10,2 млн. В августе рынок достигал пика в 14,1 млн, что было обусловлено действием госпрограммы субсидий для покупателей новых машин (cash for clunkers). В сентябре он упал на 23% из-за прекращения действия программы. General Motors, прервав череду снижений, увеличила реализацию на 4,7% по сравнению с прошлым годом, Ford -- почти на 3%. Показатель Toyota практически не изменился по сравнению с октябрем 2008 года, а вот корейская Kia нарастила продажи на 45%, Hyundai -- на 49%. Chrysler вновь понес потери, достигшие 30%. Впрочем, согласно пятилетнему плану «трансформации» американского автопроизводителя, представленному вчера гендиректором образовавшегося после слияния FIAT и Chrysler альянса Серджо Маркьонне, перенесший банкротство Chrysler может вернуться к прибыльности уже к 2011 году. По его словам, более половины автомобилей американского производителя, в том числе марки Jeep, будут произведены на платформе FIAT. Также Chrysler планирует в течение следующих пяти лет сократить издержки на 2,9 млрд долл., а на обновление модельного ряда в ближайшее время будет потрачено 23 млрд долл., в частности, уже к 2010 году планируется обновить три четверти модельного ряда американских автомобилей. По оценкам экспертов альянса, представленный план предполагает, что к 2014 году объем продаж американского производителя вырастет более чем в два раза -- до 2,8 млн автомобилей.
Ирина ЦЫРУЛЕВА, Юрий ШПАКОВ, Берлин