|
|
N°204, 06 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллиарды на перспективу
Владимир Путин дал задание быстро найти 60 млрд рублей для "АвтоВАЗа"
Российские власти продолжают акцию по спасению «АвтоВАЗа». На вчерашнем заседании президиума правительства глава кабинета Владимир Путин поручил профильным ведомствам ускорить поиск средств для утопающего в долгах флагмана автопрома. Речь идет о 54,8 млрд руб., из которых на покрытие долгов автогиганта будет выделено 38 млрд, на инвестпрограмму, включающую в себя создание новых производств, -- 12 млрд, на создание временных рабочих мест -- 4,8 млрд. «Но это не все. Чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу, потребуются дополнительные инвестиции. Предварительные подсчеты говорят, что это будет около 5 млрд руб. Но это следующий этап, -- сказал премьер. -- Прошу членов правительства, которые работают над этой темой, обеспечить эти средства, и сделать это как можно быстрее, и запустить программы, о которых мы с вами договорились».
По некоторым данным, деньги будут изъяты из бюджета. В среду агентство Reuters со ссылкой на источник в правительстве сообщило, что из бюджета будет взято 38 млрд руб., после чего правительство выпустит на эту сумму ОФЗ, ранее предназначавшиеся для помощи банкам.
Во вторник г-н Путин на совещании по экономическим вопросам заявил, что российские и иностранные акционеры «АвтоВАЗа» должны предложить программу развития очищенного от проблем предприятия на долгосрочную перспективу. На следующий день Reuters со ссылкой на источник в правительстве передало, что будущее убыточного предприятия власти связывают с продажей контроля над ним стратегическому инвестору, скорее всего Renault. Источник «Времени новостей», знакомый с ситуацией, назвал эту информацию фикцией, а пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков отметил, что ему ничего не известно о такой возможности. Ранее старший вице-президент Renault и член совета директоров «АвтоВАЗа» Кристиан Эстев подчеркивал, что Renault намерен сохранить свою долю в «АвтоВАЗе» на уровне 25% плюс одна акция (аналогичные пакеты акций автогиганта контролируют госкорпорация «Ростехнологии» и «Тройка Диалог»), но без дополнительных финансовых вливаний. В качестве своего вклада в развитие «АвтоВАЗа» французский концерн предложил ноу-хау и технологии.
Чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 млрд руб. против 1,49 млрд руб. чистой прибыли за аналогичный прошлогодний период. Выручка компании снизилась более чем в два раза, до 40,22 млрд руб., в частности выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%.
Сейчас автозавод теряет около 1 млрд долл. в год, и «в конечном счете правительство будет искать стратегического инвестора, скорее всего это будет Renault», сказал источник Reuters. По его словам, Renault не против того, чтобы заняться «АвтоВАЗом» уже в качестве стратегического инвестора и готов увеличить свою долю в капитале. Впрочем, откуда у французского концерна возьмутся средства на покупку дополнительных акций, неясно. Еще в понедельник топ-менеджеры Renault официально отказали Москве в дополнительном финансировании «АвтоВАЗа». «Они хотели бы, чтобы мы влили много денег, поскольку «АвтоВАЗу» нужны деньги, но у нас нет крупных сумм. Мы сказали им, что не можем вкладывать дополнительные средства в совместное предприятие», -- сказал в Париже операционный директор Renault Патрик Пелата. Он добавил, что компания, купившая 25% «АвтоВАЗа» почти за 1 млрд долл., поддерживает перестройку базы поставок и сборочных линий, но не разглашает потраченную на это сумму. «Мы заплатим свою долю... Это немаленькая сумма, но и не полмиллиарда», -- сказал он, пояснив, что работа над формированием новой базы поставок «уже началась».
Как ожидается, в очередной раз перспективы «АвтоВАЗа» акционеры должны обсудить на встрече в правительстве 10 ноября. И у Renault есть предложение. «Мы разработали бизнес-план и план развития «АвтоВАЗа». Мы начали рассматривать финансовое решение проблем, и об этом пойдет речь на переговорах с российским правительством», -- заявлял ранее г-н Эстев.
Ирина ЦЫРУЛЕВА