Борьба за право добывать нефть на «Западной Курне-1», длившаяся полгода, закончена. Противостояние мировых углеводородных корпораций завершилось не в пользу российского ЛУКОЙЛа. Как заявил представитель иракского министерства нефти Ассем Джихад, предложения ExxonMobil и Royal Dutch/Shell показались правительству более выгодными.
По мнению некоторых экспертов, неожиданное возобновление по инициативе ЛУКОЙЛа в начале октября переговоров по «Западной Курне-1» было попыткой поддержать диалог с иракским правительством. И хотя компании, как того хотел ее президент Вагит Алекперов, уже не удастся стать единым оператором сразу двух месторождений, шанс заполучить «Западную Курну-2» (борьба за которую развернется уже в декабре) еще остается.
Добыть в Ираке 8,6 млрд баррелей нефти получил возможность консорциум компаний ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Он не только согласился получать 1,9 долл. с каждого дополнительного барреля, но и обязался в течение семи лет увеличить объем добычи на месторождении с нынешних 270 тыс. баррелей в день до 2,325 млн баррелей. Первоначальные условия, предложенные консорциумом ЛУКОЙЛ-ConocoPhilips, оказались несколько скромнее. И хотя впоследствии российская компания готова была дополнительно форсировать разработку месторождения, правила тендера не позволили изменить заявку в ходе конкурса, и выбор иракских властей пал на американских нефтяников. Напомним, что еще в июне правительство Ирака провело международный тендер на разработку шести нефтяных и двух газовых месторождений. В нем изначально изъявили желание участвовать более 30 компаний. Однако большинство из них, в том числе французская Total, итальянская Eni и испанская Repsol, вышли из углеводородной гонки, назвав неприемлемыми условия иракской стороны. Тем не менее в октябре ЛУКОЙЛ, Exxon Mobil, британская ВР и китайская CNPC согласились принять предложенные Багдадом правила игры. В результате CNPC и ВР получили месторождение «Румейла», Еххоn -- «Западную Курну-1», а российская компания осталась ни с чем.
Впрочем, по словам аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, проигранный тендер не станет большой потерей для компании. «Если бы удалось получить право разрабатывать «Западную Курну-1», то ЛУКОЙЛ увеличил бы свои запасы нефти почти на треть. Но условия этого конкурса были таковы, что рентабельность инвестиций в проект оказалась на крайне низком уровне. ЛУКОЙЛ один просто не потянул бы такие расходы. К тому же компания сейчас больше сконцентрирована на развитии своего перерабатывающего сегмента», -- пояснил эксперт. Оптимизм разделяет и главный аналитик ИК «Калита Финанс» Андрей Ганган, по мнению которого российская компания по-прежнему имеет возможность получить одно из крупнейших иракских месторождений. «Конечно, обидно, что ЛУКОЙЛу не удалось выиграть тендер. Хотя иракская сторона и предложила не самые выгодные условия, при низких затратах на разработку месторождения на рентабельность можно было выйти за счет масштаба добычи. Но не все потеряно, ведь переговоры по «Западной курне-2» продолжаются, а этот проект может стать действительно выгодным», -- отметил эксперт.