Состоявшиеся на этой неделе выборы в США, несмотря на свой частичный характер, стали первой пробой сил между Демократической и Республиканской партиями после победы демократа Барака Обамы на президентских выборах год назад. На этот раз 3 ноября в штатах Калифорния и Нью-Йорк прошли довыборы в конгресс. Еще выбирали мэров городов Нью-Йорк, Атланта, Бостон, Детройт, Миннеаполис, Хьюстон и других, а также губернаторов штатов Нью-Джерси и Вирджиния. Результаты получились неоднозначными для толкования.
Майкл Стил, главный партийный начальник «великой старой партии» (так именуют здесь Республиканскую партию), провозгласил «начало республиканского ренессанса». Он имел в виду победу республиканцев на выборах губернаторов в штатах Вирджиния и Нью-Джерси. Хотя последний традиционно считался вотчиной демократов, там 55-летний Боб Макдоннел и 47-летний Крис Кристи сравнительно легко одолели своих соперников Крейга Дидса и Джона Корзайна (первый исполнял обязанности губернатора в Вирджинии, а второй был губернатором в Нью-Джерси). Поражение этих кандидатов было особенно болезненным для Демократической партии, потому что за них агитировал лично американский президент, демократ Барак Обама.
Однако пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс подал прошедшие выборы как успех демократов, сделав упор на завоевание ими двух мест на довыборах в конгресс по штатам Калифорния и Нью-Йорк. Так, 60-летний демократ Билл Оуэнс выиграл как раз в том 23-м округе, который на Капитолии уже более века представлял политик от республиканцев. А в небольшом городе Йорк в Пенсильвании (сорок лет назад в нем шли ожесточенные межрасовые столкновения) мэром стала 45-летняя темнокожая демократка Ким Брейси. Примечательно, что ее соперником-республиканцем был тоже афроамериканец.
«Картину этих выборов нельзя рисовать только в белых или черных тонах, -- сказал «Времени новостей» известный вашингтонский аналитик и обладатель многих призов в политической журналистике Джерри Хагстром. -- Уроки следует извлечь обеим партиям. И тем и другим есть от чего чесать себе затылок». По словам эксперта, заранее было известно, что «проигравшие Дидс и Корзайн -- никудышные кандидаты»: «Они явно не справлялись с главными местными проблемами, а это налоги и транспорт в Вирджинии, коррупция и налог на недвижимость в Нью-Джерси. Вдобавок Корзайн -- типичный продукт Уолл-стрит,
еще одно дитя из «Голдман Сакс»(один из крупнейших банков США. --
Ред.). На Манхэттене он проводил времени больше, чем на противоположной стороне реки, в Нью-Джерси. Во времена кризиса, когда люди ненавидят Уолл-стрит и богачей, это непростительная ошибка».
Но и у республиканцев, считает наш собеседник, вряд ли были основания праздновать победу. Явный разлад в их партии между умеренным и консервативным крылом позволил победить по штату Нью-Йорк демократу Оуэнсу. «Полку спикера-демократа палаты
представителей Нэнси Пелоси прибыло. Но ее радость должна быть умеренной, потому что новички относятся к числу консервативного крыла партии и с большими оговорками поддерживают политику президента Обамы», -- заметил аналитик. Он убежден в том, что нельзя представлять последние выборы в качестве некоего референдума по политике президента: «Мотивы своего голосования люди объясняли местными проблемами. Кроме того, у американцев есть навязчивая идея: делить разные руководящие посты между представителями разных партий -- дескать, пусть конкурируют».
По признанию эксперта, самой большой неожиданностью для него стала малоубедительная победа на выборах мэра Нью-Йорка самого богатого жителя этого города 67-летнего мультимиллиардера, независимого кандидата Майкла Блумберга
(на снимке). «Я просто в шоке, -- разводил руками наш собеседник. -- Блумберг шел на третий срок, потратил на избирательную кампанию почти 100 млн долл. -- в десять раз больше, чем его малоизвестный конкурент, и едва его одолел». Впрочем, предположил Джерри Хагстром, «сотня миллионов Блумберга плюс 23 млн, потраченные Корзайном, могут иметь политические и законодательные последствия»: «Речь идет о возможном принятии очень жесткого финансового регулирования, на котором настаивают многие рядовые жертвы кризиса, не могущие взять в толк, как может быть так, что одни теряют работу, а другие -- воротилы с Уолл-стрит -- получают государственную поддержку, часть которой обращают в собственные бонусы».
Аркадий Мар, главный редактор еженедельно выходящей в Нью-Йорке газеты «Русская Америка», в беседе с «ВН» не исключил, что хрупкой победе Блумберга помогли голоса русскоязычной общины: «Его у нас хорошо знают. Сам он выходец из России в третьем поколении. В ходе избирательной кампании встречался с русскоговорящими избирателями, даже сам произносил речи на русском, с акцентом, конечно, но было приятно». Но дело «не только в этом»: «Мы ценим то, что нынешний жестокий кризис переносится в Нью-Йорке все-таки немного легче, чем во многих других городах страны. Привлекает и то, что мэр Блумберг, обладая огромным личным состоянием, работает мэром за символическую плату в один доллар, используя на городские нужды положенную себе зарплату, а это 150 тыс. долл. в год». По словам нашего собеседника, «некоторым не слишком понравилось то, что Блумберг через городской совет продавил для себя третий срок, чего не решились сделать даже Руди Джулиани (мэр Нью-Йорка в 1994--2001 годах. --
Ред.) или российский президент Владимир Путин»: «Но бывших советских и российских людей этим не удивишь. Все-таки он в теме, менеджер опытный, за это ему многое прощается».