|
|
N°204, 06 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чекистский уклон
Приказ премьера освободить от кассовых аппаратов предпринимателей с налогом на вмененный доход исполнен чисто символически
Выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу 22 апреля этого года, премьер-министр Владимир Путин пообещал освободить предпринимателей -- плательщиков налога на вмененный доход от использования кассовых аппаратов. Правоприменительная практика показала, что действие принятого в июне 2009 года закона, освобождающего плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) от обязательного использования кассовых аппаратов, распространяется лишь на очень незначительную часть таких предпринимателей. Сначала выяснилось, что под действие закона не подпадает торговля алкогольными напитками. Сейчас налоговики пытаются убедить, что он не распространяется на предпринимателей сферы услуг. Похоже, чиновникам вновь удалось так выполнить волю своего руководителя, чтобы никак не сузить поле для собственной деятельности.
На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу Владимир Путин справедливо заметил, что иногда кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар. К тому же в случае плательщиков ЕНВД использование всей этой контрольно-кассовой техники, электронных контрольных лент и бланков строгой отчетности не имеет никакого смысла, так как данные с них никак не используются налоговиками для налогообложения. Предприниматели с ЕНВД просто платят определенную сумму раз в квартал. На какую сумму они затем продадут товаров или окажут услуг, налоговиков не волнует. А права потребителей, как правильно обратил внимание г-н Путин, можно защитить, используя более простую технику или выписывая чеки вручную.
После этого 16 депутатов от «Единой России» внесли в Госдуму проект поправок в закон «О применении контрольно-кассовой техники», которые освободили плательщиков ЕНВД от обязательного использования кассовых аппаратов. В июне закон был принят нижней палатой, а 21 июля вступил в силу.
Однако довольно скоро выяснилось, что под его действие не подпадают предприятия торговли, занимающиеся реализацией алкогольной продукции. А это почти 70% торговых организаций, пользующихся ЕНВД. В конце июля на встрече с лидерами фракций Госдумы Владимир Путин попросил их «обратить на это внимание и устранить противоречие». «Потому что иначе все это будет смотреться как обход данных нами когда-то обещаний. Вроде формально сделали, а на практике слукавили и решение вопроса до конца не довели», -- предупредил премьер.
Пока депутаты размышляли над тем, как исполнить новое поручение г-на Путина, 3 сентября 2009 года Минфин выпустил специальное разъяснение, где говорится, что в соответствии со ст. 26 федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 указанного закона. То есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции без контрольно-кассовой техники.
Недавно выяснилось, что «поправка Путина» не распространяется и на всех предпринимателей, оказывающих услуги. По крайней мере именно так положения нового закона стали трактовать в налоговых инспекциях некоторых регионов.
Основные изменения инициированными главой правительства поправками были внесены в ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники». Изначально она состояла из трех пунктов. Пункт 1 обязывает все организации и индивидуальных предпринимателей использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) при расчетах во всех случаях продажи товаров, выполнения работ или предоставления услуг. Пункт 2 разрешает только предпринимателям, оказывающим услуги населению, не пользоваться ККТ при условии выдачи клиентам бланков строгой отчетности (например, рукописных квитанций). Пункт 3 вообще освобождал от необходимости выдавать какие-либо чеки продавцов газет, лотерейных или проездных билетов, ценных бумаг, торговцев с рук или лотков и продавцов овощей или рыбы на рынках.
Исполняя волю премьера, законодатели внесли в эту статью пункт 2.1. Он освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками ЕНВД, от необходимости использовать кассовые аппараты «при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)». Но в этом же пункте сделана оговорка, что данное правило распространяется на предпринимателей, не подпадающих под действие пунктов 2 и 3 этой же статьи.
С пунктом 3 все понятно: лоточникам и торговцам на рынках и ярмарках решили не осложнять жизнь и не обязывать их выписывать квитанции по требованию странно привередливых покупателей. А вот исключение пункта 2 из-под действия «поправки Путина» налоговики начали трактовать как возможность оказывать услуги населению либо с кассами, либо при обязательной выдачи бланков строгой отчетности (БСО) каждому клиенту, хочет он того или нет. Даже если предприниматель является налогоплательщиком ЕНВД. Попытки объяснить, что пункт 2.1 дал предпринимателям еще одну, дополнительную свободу выбора, решительно отметаются с использованием вполне логичного аргумента -- если бы законодатель хотел сделать именно это, то пункт 2 в качестве исключения просто не упоминался.
«В действующей ныне редакции ст. 2 фраза о том, что освобождение плательщиков ЕНВД от ККТ не распространяется на тех, кто указан в п. 2 той же статьи, просто невыполнима, -- уверен эксперт компании «Консультант Плюс» Алексей Смирнов. -- Дело в том, что сам п. 2 сформулирован не как обязанность тех, кто оказывает услуги населению, выдавать бланки строгой отчетности (БСО), а лишь как возможная альтернатива кассовому аппарату. Проще говоря, налогоплательщикам, оказывающим услуги населению, предоставлено право выбирать -- или пробивать чек, или выдавать бланк. Выходит, если налогоплательщик решил не выдавать бланки, а пользоваться ККТ, то правила п. 2 на него уже не распространяются. А значит, если он при этом применяет ЕНВД, то может отказаться и от кассового аппарата в пользу бланков по запросу покупателя».
Юрист предлагает предпринимателям с ЕНВД выход не менее казуистический, чем созданная законом ситуация: «Тем, кто, оказывая услуги населению, уже отказался от кассы и выдавал бланки строгой отчетности, нужно сначала формально отказаться от бланков, например, приказом по организации, а затем уже воспользоваться правом на отказ от кассового аппарата». Но одновременно эксперт признает, что такой бюрократический финт вряд ли позволит избавиться от претензий налоговиков, которые читают п. 2 как возможность для предпринимателей, предоставляющих услуги населению, отказаться от использования ККТ исключительно при условии непременной выдачи каждому клиенту бланка обязательной отчетности. И неважно при этом, на ЕНВД этот предприниматель или нет.
На специализированных форумах уже есть истории оштрафованных на 5 тыс. руб. за ксерокопирование страницы без выписки БСО не попросившим этого налоговым инспекторам. Алексей Смирнов рассказал об одном предпринимателе из Московской области, которого сейчас пытаются оштрафовать сразу на максимальную сумму в 30 тыс. руб. также за невыдачу квитанции не попросившим этого инспекторам.
Надо учесть, что некоторая часть индивидуальных предпринимателей на ЕНВД скорее всего никогда и не отказалась бы от использования кассовых аппаратов. Трудно себе представить, как в продовольственном магазине продавец будет вручную заполнять длинный чек с перечнем наименований всех купленных товаров. Даже если это будет делаться по просьбе только некоторых покупателей.
«Большинство покупателей хотят получать чеки, поэтому отказаться от ККТ зачастую невозможно по этой причине, -- считает директор московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк и делает вывод: "По-моему, поправки к закону достаточно популистские. Именно поэтому они ничего и не решают. Основные дискуссии про ККТ были связаны с высокой ценой ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная. -- Ред.). А здесь ничего не изменилось». К тому же многие предприниматели используют кассовые аппараты для контроля за работой своих продавцов. Можно ли для этих целей пользоваться кассовыми аппаратами, не зарегистрированными в установленном порядке в налоговых органах, предпринимателям так никто и не пояснил. Проявлять инициативу они боятся, так как известно, что у нас всякая инициатива наказуема, в данном случае штрафом до 30 тыс. рублей.
В организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» признают правоту налоговиков, буквально трактующих поправки в закон «О применении ККТ». По словам заместителя руководителя отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Ивана Ефременкова, малый бизнес может успокаиваться только тем, что «затраты на изготовление и выдачу БСО существенно ниже, чем использование кассы».
Андрей СУСАРОВ