|
|
N°203, 03 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шутовское признание
В деле об убийстве вице-губернатора Петербурга появились новые показания
В расследовании убийства вице-губернатора Михаила Маневича, которое 12 лет назад прогремело на всю страну и с тех пор считалось безнадежно нераскрытым, наметились неожиданные подвижки. Как вчера стало известно, о том, что именно он в 1997 году на Невском проспекте стрелял в чиновника, недавно заявил некий Алексей Гардоцкий -- бывший боец одной из бригад экс-депутата законодательного собрания Петербурга Юрия Шутова, отбывающего сейчас пожизненное заключение за бандитизм.
Правоохранительные органы заявили, что делать выводы рано, а информация Гардоцкого нуждается в тщательной проверке. Тем не менее эти признания вполне можно считать первой относительно определенной информацией по «делу Маневича». Ранее спецслужбы периодически сообщали о задержании подозреваемых, но каждый раз след оказывался ложным.
Михаил Маневич был убит 18 августа 1997 года около девяти часов утра, когда на служебном автомобиле с водителем и женой ехал на работу. Когда его лимузин выехал с улицы Рубинштейна на Невский проспект, раздались автоматные выстрелы. Г-н Маневич был смертельно ранен пятью пулями в грудь и шею, жену задело по касательной, водитель не пострадал. Как выяснилось, киллер стрелял из автомата с оптическим прицелом с чердака дома №76 по Невскому проспекту.
С тех пор расследование практически не продвинулось. Вчера же стало известно, что 38-летний Алексей Гардоцкий, находящийся под следствием как соучастник ряда громких убийств, неожиданно признался, что именно он стрелял в Михаила Маневича. Также он сообщил, что сделал это по заданию Андрея Зарипова -- бригадира преступной группировки, в которую входил Гардоцкий. Руководил же всей группировкой брат Андрея Зарипова -- Сергей, который подчинялся непосредственно Юрию Шутову, являвшемуся тогда депутатом. В 1999 году последний был задержан по делу о ряде заказных убийств и бандитизме и в 2006 году вместе с членами своей банды был приговорен к пожизненному заключению.
Правоохранительные органы неоднократно пытались найти связь между деятельностью группировки Шутова и убийством Маневича. Во-первых, будучи во власти, и Шутов, и Маневич занимались вопросами приватизации городской недвижимости и никак не могли найти согласие в этом вопросе. Маневич реализовывал концепцию негосударственного управления собственностью, а Шутов возглавлял городскую комиссию по проверке и анализу итогов приватизации. Но официально связать убийство Маневича с именем Шутова правоохранительные органы не смогли. На это решались только крупные политики. Так, друг Михаила Маневича Анатолий Чубайс после суда над Шутовым заявил в СМИ, что заказчики убийства вице-губернатора осуждены пожизненно.
Членов группы Сергея Зарипова, избежавших арестов в 1999 году, в правоохранительных органах называли "шутовскими недобитками", ушедшими после суда над патроном в «свободное плавание». Задержаны они были только в 2007 году. Им вменили пять убийств, три покушения и одно ограбление. Сейчас материалы этого уголовного дела переданы в суд. Но речь в нем идет о преступлениях сравнительно недавнего периода, а о своей «работе» при Шутове обвиняемые не распространялись.
Но спустя почти два года после задержания Гардоцкий вдруг взял на себя вину сразу в двух давних преступлениях. Сначала он признался в «ликвидации» в 1997 году Рената Мансурова, который тогда проходил как потерпевший и свидетель в деле о вымогательстве, которое уголовный розыск Петербурга пытался инкриминировать подчиненным Юрия Шутова. Чуть позже он сообщил, что в том же 1997 году стрелял в вице-губернатора Маневича. Он заявил, что его действиями в то роковое утро по рации управлял его начальник Андрей Зарипов, а еще двое участников бригады следили за передвижениями машины Маневича по городу. Правда, Андрей Зарипов погиб несколько лет назад. А имен "еще двоих участников бригады", как заявил Гардоцкий, он не знал и тогда.
В управлении СКП по Петербургу вчера подтвердили, что в их производстве с 2007 года находилось уголовное дело одной из бригад Юрия Шутова, которую возглавлял Сергей Зарипов, но убийство Маневича в нем не упоминается. Вместе с тем в СКП не стали отрицать, что Гардоцкий дает признательные показания о своем участии в «неизученных следствием эпизодах деятельности банды». Но, как отметил источник в СКП, пока у сыщиков нет подтверждения словам Гардоцкого, тем более что проверка изложенной им информации вне их компетенции, поскольку дело об убийстве Маневича ведет ФСБ.
В управлении ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области в свою очередь отметили, что пока делать выводы из признаний Гардоцкого рано. Представитель ведомства напомнил, что до 2005 года, пока дело находилось у петербургских чекистов (потом оно было передано в центральный аппарат ФСБ), чуть ли не ежегодно находились люди, в основном из числа задержанных за бандитизм, которые признавались в убийстве Михаила Маневича. Но на допросах они начинали "плавать", а потом признавались, что таким образом пытались повысить свой статус в криминальных кругах.
В ФСБ в свою очередь вчера подтвердили, что у них появилась информация, которая, возможно, сдвинет дело об убийстве Маневича с мертвой точки, и что в ближайшее время будет создана оперативно-следственная группа для проверки новых данных.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург