Время новостей
     N°203, 03 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2009
Интеллигенция как образ и знак
В преддверье ноября конкуренция в эфире «Исаева» (РТР) и «Адмирала» («Первый канал») кажется актуальной преамбулой к Дню народного согласия, заменившего 7 ноября. Если с победой над польскими завоевателями в XVII веке все ясно, то с революцией 1917 года и Гражданской войной такой ясности быть не может.

Растянутый и излишне костюмный «Адмиралъ» вызывает у меня резкое отторжение своей однозначностью. Заданный тон эпоса о герое, который мог спасти Россию от красных, но мученически погиб, не дает развернуться подлинному драматизму. Общество и телевидение уже продвинулись к более сложному видению революционной истории. «Адмиралъ» -- это шаг назад.

На его фоне и вопреки всем рейтингам я считаю «Исаева» удачей Сергея Урсуляка и его команды. Главные достоинства «Исаева» связаны с персонажами второго плана, которые не могут полностью принять ни одну из противоборствующих сторон. В первой части носителем рефлексий был отец Исаева, сыгранный Юрием Соломиным. Во второй части таким героем оказывается главред Ванюшин в исполнении Владимира Ильина. Потрясение жестокостью той эпохи и уважение к тогдашней интеллигенции делают видение того времени действительно современным.

Удручили «Улицы разбитых фонарей 9». Сериал-долгожитель явно выдохся. Стремление совместить правду жизни с добродушием превращается в анемичное клише. Новые лица слишком бледны и слишком светлы. Старых обаятельных ментов осталось мало. Новенькие тянут только на героев второго ряда. Уходит тема дружбы правдолюбцев, уходит тема поколения. И сериал становится похож на «Тайны следствия», где кошмарные преступления расследует какая-то игрушечная милиция.

Не могу без смеха следить за роялем, всплывающим в антураже студии «Позднего разговора» на НТВ. Элегантный дизайн кресел, массив стеклянных стен, синеватые тени, многозначный символизм биллиардного стола с катающимися шарами. Все стильно и респектабельно -- программа о проблемах общественных. Тут совсем не до музыки. И все-таки нет-нет да и мелькнет уголок рояля в кустах, а вернее, в дебрях социополитических и экономических вопросов. Мол, не холодные интеллектуалы собираются, но интеллигенция, не чуждая высокому и прекрасному.

Все это, конечно, не печально и не постыдно в отличие от явления поющей Анны Нетребко в рекламе краски для волос. Наше телевидение тут не виновато. Однако в целом возникает образ музыки «для мебели», которую используют не по назначению. Рояля и музыки жалко. Телевидение закрепляет за ними весьма незавидную роль в сегодняшнем мире.

Екатерина САЛЬНИКОВА, «Частный корреспондент»