|
|
N°203, 03 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Настоящие дискуссии по-прежнему отсутствуют
Главное событие месяца -- премьера телесериала «Исаев» -- имеет отчетливый привкус поражения. Слишком навязчивая реклама, обещавшая «Семнадцать мгновений весны»-2, сыграла с сериалом злую шутку. Аудитория не приняла совсем другое кино и совсем другого Штирлица, заподозрив создателей в эксплуатации всенародно любимого «бренда». К тому же, сделав фильм по законам кино -- с упором на психологизм, а не по законам телесериала -- с упором на внешнее действие, Сергей Урсуляк, увы, попал не по адресу. ТВ так долго отучало аудиторию от качественного телесмотрения, что напрягаться, пытаясь самостоятельно разобраться, кто плохой, а кто хороший, многим оказалось не под силу. Тем более что «Первый канал» предложил публике простого, понятного и нарядного «Адмирала». И, как обычно, почти в то же время, что и «Россия» -- «Исаева». Зритель выбрал «Адмирала», который радует глаз красивой картинкой, волнующей любовной историей и золотом офицерских погон.
Из появившихся в октябре на экране умных, талантливых и не «замыленных» персонажей отмечу Михаила Козакова в документальном фильме на «Первом канале», во «Встречах со зрителями» там же и в художественно-публицистическом фильме «Играем Шекспира» на канале «Культура», профессора-историка Наталью Басовскую и режиссера Сергея Урсуляка в «Линии жизни» («Культура»), Елену Чуковскую в «Школе злословия» (НТВ), Зинаиду Миркину и Григория Померанца в программе «Больше чем любовь», Майю Туровскую в программе «Острова» («Культура»). На фоне этих поистине замечательных людей Ксения Собчак, очень старавшаяся показаться глубокой и духовной в программе «Временно доступен», как и ведущий Дмитрий Дибров, назвавший свою героиню аристократкой духа, выглядели по меньшей мере комично.
Поразил глубиной и исповедальностью, не переходящей, однако, в душевное обнажение, документальный цикл Эдуарда Сагалаева «Мистическое путешествие». Цикл к тому же отменно снят и сделан. Если показ подобных фильмов станет практикой на канале ТНТ, рискнувшем четыре субботы подряд в лучшее время демонстрировать «Мистическое путешествие», можно будет говорить об изменении тренда в сторону осмысленного авторского «продукта».
Документальный фильм Елены Якович и Алексея Шишова «Хрустальная ночь. Еврейские погромы-1938» убедительно показал, как зарождаются и при поддержке государства массово распространяются ксенофобские настроения в обществе и к чему это приводит («Россия»).
Павел Лобков, вернувшийся на НТВ, начал войну против мракобесия в телеэфире, показав по-настоящему увлекательный научно-популярный фильм «Гены против нас». На фоне псевдонаучпопа, который заполонил телеэкран, это прорыв.
Шок месяца -- явление Кристины Орбакайте -- Руслана Байсарова в программе «Время». Десятиминутный сюжет в начале программы опрокинул все новостные каноны и потряс абсолютной несоразмерностью случившегося пафосному отражению в главной программе страны. Как ранее потрясло освещение похорон вора в законе Япончика в большинстве новостных программ всех каналов. О третьей годовщине со дня гибели Анны Политковской и митингах, посвященных ее памяти, новости (за исключением РЕН ТВ и «Пятого канала») предпочли не вспоминать.
По-прежнему в эфире отсутствуют настоящие дискуссии, а те, что выходят, кажутся их имитацией. Программа «Судите сами», в кои-то веки решившая обсудить актуальное -- фальсификацию региональных выборов, сделала все, чтобы заболтать и заорать проблему. Ведущий Максим Шевченко, полностью утративший контроль над этой свалкой, выполнил, вероятно, главную задачу -- отвлек внимание от сути дискуссии и окончательно дискредитировал так называемую оппозицию, устроившую протестную акцию в Госдуме.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»