|
|
N°203, 03 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Героическое время
Те, кто тоскует по утраченному образу национального героя, могут вздохнуть спокойно: «героев у нас есть». Главными героями главной информационной программы страны стали Руслан Байсаров и Кристина Орбакайте. После позывных программы «Время» вместо паркетной хроники про президента и его премьера ошарашенные зрители увидели надутого от гордости диктора и рядом двух персонажей хроники светско-криминальной. Это было похоже на розыгрыш, на стеб, на пародию. Но это было правдой. Господин Байсаров -- наглядное воплощение российской мечты: вчерашний бизнесмен средней руки с сомнительной биографией, избивавший при свидетелях свою жену, сегодня сидит в телевизоре в образе благородного отца и великодушного мужа. Того гляди вслед за Луговым будет избран в парламент и будет нас учить нравственности.
Другим настоящим героем, благородным разбойником и отважным борцом с режимом стал вор в законе Вячеслав Иваньков. На лицах дикторов величественная скорбь смешивалась с великодержавной гордостью: наши криминальные авторитеты -- самые криминальные авторитеты в мире! Канал НТВ показал задушевную передачу -- образ настоящего мужика, умеющего держать слово и встать на защиту слабого, удался на славу. Оцепление на Ваганьково. Батальоны МВД на особом режиме. Перекрытые улицы. Венки. Не хватало еще государственного гимна и минуты молчания по всей стране.
Герои телесериалов сошлись в смертной схватке: романтический красный Исаев -- Даниил Страхов (канал «Россия») явно проигрывает харизматичному белому Колчаку -- Константину Хабенскому («Первый канал»). Колчак в отличие от Исаева не ведает сомнений -- он красиво служит Отечеству и красиво умирает за него. Настоящий аристократ, голубая кровь...Вроде все так, и я вместе с авторами готова бы пропеть «осанну» великим белым воинам, которых погубили благородство и брезгливость, не позволившие им встать под одни знамена с бандитами и изменить присяге. Но благополучная красивость, гламурная стерильность отношений делают фильм фальшивым и неглубоким, заставляют подозревать авторов в конъюнктуре.
Герои фильма Урсуляка -- и красные, и белые -- притягивают человеческой глубиной и неоднозначностью. Наличие среди «красного быдла» умных тонких людей с благородным происхождением и смутой в душе позволяет вести разговор о непростом прошлом на другом уровне. Урсуляк смещает акценты, увеличивая амплитуду противоречий и сомнений. Момент личного выбора становится моментом истины каждого человека, какой бы лагерь он ни представлял. Не случайно о главных персонажах «Исаева» мы узнаем не только прошлое, но и страшное будущее, которое им неведомо.
Безусловным событием стал показ фильма Алексея Балабанова «Морфий» («Россия»), поражающий метафоричностью и беспощадностью авторского взгляда. Время Исаева и Колчака, спрессованное в болезненных видениях доктора Полякова, трудно назвать героическим. Может, уже тогда в обществе выработался инстинкт: верить идеологическому бреду и не признавать очевидного. Что к началу XXI века стало главной национальной идеей.
Ксения ЛАРИНА, радио "Эхо Москвы"