|
|
N°203, 03 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любовные треугольники
Месяц прошел под знаком трех сериалов: «Исаев», «Адмиралъ» и «Дени Байсаров». Последний -- документально-хроникальный. Но от этого не менее занимательный, чем тот, что рассказывает о частной жизни исторического персонажа Александра Васильевича Колчака, которого на телеэкране делили и не поделили две красивые и благородные женщины.
Два равно уважаемых семейства Байсаровых и Орбакайте -- Пугачевой делили мальчика Дени и...
И выяснилось на заключительной пресс-конференции в программе «Время», что это он их «поделил». Это он будет решать, с кем ему быть, благо у него есть своя машина с водителем. Чем дело кончится, неясно. Ясно, что для ТВ этот сюжет -- хлеб насущный. Что оно «звездную разборку» так не оставит. Что телезрители еще увидят небо в мелодраматических алмазах.
Столкновение (почти лобовое) «Адмирала» и «Исаева» знаменательно вот в каком отношении. Первый мне кажется не столько режиссерским кинематографом, сколько продюсерским. Все в нем просчитано и взвешено: романтическая страсть в исторической декорации. Дворянские реалии воспроизведены на экране с возможной тщательностью, но видно, что герои чувствуют себя, как на подиуме. Они не ходят, они носят себя. Такое впечатление, словно они находятся в интерьере, стены которого увешаны зеркалами. Продюсерское кино на «Первом» стало доминирующим.
Что касается «Исаева», то это действительно режиссерское, то есть авторское, кино. Здесь есть кино как вещество. Другое дело, что формат многосерийного фильма практически отучил наслаждаться нюансами отношений и приучил следить главным образом за сюжетом, обращать внимание исключительно на острохарактерных персонажей, вздрагивать от взрывов и ужасаться от душераздирающих криков. «Исаев» -- это художество. Местами -- более высокое, местами -- менее. Это сериал, сделанный по мотивам мифа о Штирлице. Режиссер Урсуляк и сценарист Алексей Поярков заняты не расширением пространства штирлициады, они заняты игрой на его территории. Они, если угодно, вступили в полемику с тем Штирлицем, которого мы помним по сериалу Лиозновой.
Из очередной «страшилки» на «Первом канале» «Среда обитания. Бытовая химия» выяснилось, что нам уже не только питаться опасно, но и пользоваться стиральными порошками, посудомоющими средствами, шампунями, мылом. Утешить и успокоить себя можно только, осознав, что мы, люди, давно уже некошерные. Что нам экологически чистая еда и родниковая вода, может, даже и вредна. Нам без выхлопных газов и докторской колбасы с высоким содержанием туалетной бумаги не выжить.
На фоне этих забот мало кто обратил внимание на документальный фильм «Хрустальная ночь. Еврейский погром 1938» Елены Якович и Алексея Шишова. Конечно, рассказы живых свидетелей о жестокости нацистов не слишком, наверное, задели тех, у кого на памяти голодомор, раскулачивание, Соловки и Колыма или кто знает об этом хотя бы по книгам Солженицына, Шаламова, Гроссмана... Что действительно впечатлило, так это техническая сторона дела. До сих пор цивилизованный мир в недоумении, как могло такое произойти с культурным, образованным народом? Произошло легко и просто. Всего-то и нужно было обратить чувство унижения народа в его превосходство над другими. Начали с евреев. Потом дошло до славян. Покончили с «еврейским (читай, либеральным) интеллектуализмом», затем -- с «еврейской (читай, либеральной) экономикой». Наконец, с «еврейской (читай, либеральной) демократией». И вдруг понимаешь, что вторая мировая война началась не с нападения на Польшу в сентябре 39-го года, а с нападения на немецких евреев в ноябре 1938-го.
Фильм Алексея Шишова и Елены Якович смотрелся как послесловие к историко-идеологическим спорам, бушевавшим в наших СМИ весь сентябрь. Сегодня идеологические споры, судя по блогосфере, возобновились уже в связи с такими деидеологизированными сериалами, как «Исаев» и «Адмиралъ».
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»