Время новостей
     N°203, 03 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2009
Неподдельно просто
Фестиваль к 70-летию Валерия Гаврилина
В московском Концертном зале имени Чайковского 30 октября, в Вологде 30 октября, в Череповце 2 ноября вниманию слушателей представлены концерты в честь 70-летия скончавшегося десять лет назад композитора Валерия Гаврилина, уроженца города Вологды. Собранные в мини-фестиваль концерты подготовлены Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, главным дирижером оркестра Владимиром Федосеевым и хореографом Владимиром Васильевым. Большой симфонический оркестр и его главный дирижер любят музыку Гаврилина, часто ее исполняют. БСО был первым исполнителем сюиты знаменитого гаврилинского балета «Анюта» (в котором танцевали Максимова и Васильев, а Васильев был и одним из постановщиков), последней редакции монументальной оратории-действа «Скоморохи».

Срежиссированное Васильевым и Федосеевым представление выдержано в жанре литературно-музыкальной композиции, к которой Федосеев сейчас обращается часто. В первом отделении фрагменты из симфонических сюит Гаврилина («Дом у дороги» по Твардовскому, «Провинциальный бенефис»), его балета «Анюта» перемежались чтением писем и дневников. В роли чтеца выступал Владимир Васильев. Его облик, стиль «говорения» цитируемых гаврилинских мыслей удивительно напомнили фактуру персонажей чеховских пьес, какими они изображались на классической русской сцене. Резонерство, мягкие наставления и одновременно постоянное вопрошание и сомнения. Все это вложено в уста чеховских героев, и все это есть в письмах Гаврилина, по-чеховски озвученных Васильевым. Как будто бы с нами беседовали одновременно дядя Ваня, Иванов, Дорн и, конечно же, профессор Серебряков с его знаменитым «Надо, господа, дело делать».

Слушая после простых и мудрых (иногда не без иронии) слов музыкальные фрагменты, вальсы из сюит, великую анютинскую тарантеллу, поневоле задумался о том, что именно гаврилинская музыка не только в случае с «Анютой» (балет сделан по рассказу «Анна на шее») идеально озвучивает Чехова. Все в ней конгениально пространству чеховского мира: красивые, на манер городских романсов, мелодии, иногда трагикомическая эксцентрика и бурлеск, одновременно пронзительная искренность, благородство интонации, емкая, лаконичная, точная фактура, отсутствие многословия и длиннот. Это сближение мира гаврилинской музыки с великой литературой XIX века ничего общего не имеет с постмодернистской стилизацией. Причина -- абсолютное доверие каждому звуку, щедрость простого выстраданного чувства. В таком бережном желании высокой простоты сказывается школа Георгия Свиридова, к которому Валерий Гаврилин относился с благоговением. Концерт еще раз подтвердил, что Гаврилин -- гениальный мелодист, и БСО всю деликатную щедрость и переливчатую тишину его музыки донес до слушателя изумительно хорошо.

Во втором отделении звучала вокально-симфоническая поэма 1972 года «Военные письма» (солисты Ирина Долженко и Александр Лукьянов). Поэма выстраивается в форме диалога погибшего на войне солдата с его безутешной вдовой. Сострадательным участником становится детский хор. «Военные письма» -- феноменальный пример подлинного возрождения в академической музыке народной песенной культуры, в том числе дразнилок, жалеек, плачей. Сам композитор, подчеркивая связь с фольклорной традицией, говорил о том, что война в его поэме подобна «злому лиху из русских сказок». И снова никакой вычурной стилизации: доверчивая искренность и то качество, которое именуется немодным сегодня словом «сердечность». Люди плакали. Видел сам.

У Чехова есть такой рассказ «Святая простота». Он о священнике, который сознательно или нет не принимал подлость мира. Просто жил любовью. «Святая простота» -- честное определение музыки Валерия Гаврилина.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Музыка