|
|
N°202, 02 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ушли красиво
Завершился еще один сезон в Королевских автогонках
Вот и закончился 60-й чемпионат мира по гонкам в классе машин «Формулы-1». Это был удивительный сезон, и завершился он этапом на новой изумительной трассе «Яс Марин». Дубль пилотов «Ред Булл» Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера и третье место Дженсона Баттона из «Брауна», приехавшего на последнюю гонку в ранге чемпиона, подвели итог этому долгому сезону.
Ближневосточные страны продолжают строить автодромы, каждый из которых превращается в уникальное произведение техно-арта. Бахрейн, Дубай, Катар, Абу-Даби, словно дорогие жемчужины из четок богатого шейха, рассыпались на берегах Персидского залива. Нефтедоллары, вкладываемые местными олигархами не только в зарубежные футбольные клубы (не секрет, что многие команды английской премьер-лиги имеют арабских хозяев), но и в развитие спорта в собственных странах, продолжают обильным потоком превращать окрестные пустыни в живописные оазисы. Очередное рукотворное чудо выросло среди вод залива недалеко от столицы Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. Искусственный остров Яс создавался специально для размещения огромного парка развлечений, основой которого и стал новый автодром.
Трасса получилась интересной как для пилотов, так и для зрителей. Как всегда в последние годы, к ее созданию приложил свой талант Герман Тильке, спроектировавший большинство современных треков. Длина в 5554 м ставит ее на четвертое по протяженности место в календаре этого года. Пилотам «Формулы-1» необходимо преодолеть 55 кругов дистанции. Конфигурация трассы по-своему уникальна и делится как бы на две разные половины. Первая -- это скоростной участок с самой длинной прямой и несколькими быстрыми поворотами, вторая же больше напоминает городскую трассу с ломаными медленными поворотами, проложенную к тому же вдоль портовой набережной. Несмотря на то что остров насыпной, строителям удалось придать трассе рельефность. Центром всего комплекса стал отель, постояльцы которого могут наблюдать за ходом гонок прямо из окон своих номеров.
Но и на трибунах болельщики не будут чувствовать никаких неудобств. От палящего солнца или такого редкого в этих местах дождя их укрывает крыша, а с центральных мест можно увидеть около 40% всей трассы. Всего трибуны могут вместить 55 тыс. зрителей, что по меркам «Формулы-1» не самая впечатляющая цифра, но, видимо, организаторы и не гнались за количеством, сделав упор на качество зрелища. Они припасли еще несколько сюрпризов, среди которых самым заметным стал перенос начала гонки на вечернее время, что позволило насладиться завораживающей подсветкой автодрома, переливающейся всеми цветами радуги. Вся трасса освещается мощными прожекторами, так что для пилотов наступающие сумерки не стали помехой. Любопытным получился выезд с пит-лейн, проходящий в довольно извилистом туннеле, что создает гонщикам дополнительные сложности. Но в целом новая трасса понравилась всем без исключения. Строительство автодрома обошлось в 400 млн долл., но эти деньги не ушли в песок.
Дебютная гонка на автодроме «Яс Марина», несмотря на ее, по сути, второстепенное спортивное наполнение, все-таки удалась. Хотя судьба обоих титулов была решена еще две недели назад в Бразилии, Гран-при Абу-Даби получился боевитым, изобилующим красивой борьбой и многочисленными обгонами. Даже обидный сход обладателя поула Льюиса Хамильтона из-за проблем с тормозами на его «Макларене» стал отчасти символичным. Экс-чемпион уступил место на подиуме представителям двух команд, определивших генеральную линию этого сезона, а возможно, и следующего. «Ред Булл» и «Браун» заслужили быть в центре внимания на последней гонке чемпионата. И пусть только двое из этих конюшен действительно решали какие-то задачи в личном первенстве, хотелось все-таки посмотреть, как будет действовать новый чемпион в условиях, когда на него не будет давить груз ответственности за результат.
Надо отдать должное Дженсону Баттону -- он не разочаровал и провел, наверное, свою лучшую гонку во второй половине сезона. Особенно впечатляющим стал его маленький матч-реванш с Камуи Кобаяши из «Тойоты», с которым англичанин намучался еще в Бразилии. Японец вновь вышел победителем из их личной схватки, хотя и финишировал только на шестой позиции. Во всяком случае стало очевидно, что в «Формуле-1» наконец-то появился перспективный гонщик из Японии. Баттону же под конец гонки удалось изрядно потрепать нервы еще и Марку Уэбберу, но и австралиец устоял под его натиском. Так и закончил сезон новоявленный чемпион, ни разу не победив в десяти последних гонках, установив такой своеобразный рекорд.
Себастьян Феттель, одержав победу в Абу-Даби, снял все вопросы о вице-чемпионстве, за которое он боролся с Рубенсом Баррикелло. Другое соперничество, представлявшее определенный интерес, между «Маклареном» и «Феррари» за третье место в Кубке конструкторов закончилось вничью: никому из пилотов этих команд набрать очки в этой гонке не удалось, что позволило англичанам занять место выше своих извечных соперников. Однако двум былым грандам в следующем сезоне необходимо приложить немало усилий, чтобы вернуть себе утраченные в этом году позиции.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Гран-при Абу-Даби (ОАЭ). 1. Феттель («Ред Булл») -- 1 час 34 мин. 3,4 сек. 2. Уэббер («Ред Булл») -- отставание 17,8 сек. 3. Баттон («Браун») -- 18,4. 4. Баррикелло («Браун») -- 22,7. 5. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- 26,2. 6. Кобаяши («Тойота») -- 28,3. 7. Трулли («Тойота») -- 34,3. 8. Буэми («Торо Россо») -- 41,2. Чемпионат пилотов. Баттон -- 95 очков, Феттель -- 84, Баррикелло -- 77. Кубок конструкторов. «Браун» -- 172, «Ред Булл» -- 153,5, «Макларен» -- 71, «Феррари» -- 70.
Дмитрий СИТНИК