Накануне рассмотрения в Госдуме проекта закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» заинтересованные юристы обсуждали в московском «Президент-отеле» перспективы своей будущей деятельности в правовых рамках. С одной стороны, участники конференции хотели бы, чтобы их не путали с банальными «решалами», о чем они сами неоднократно сообщили. С другой -- надеются, что новый формализованный статус не помешает их бизнесу и они будут востребованы предпринимательским сообществом, а возможно, и государством.
Вероятно, активизировать усилия по законодательному оформлению своего статуса членов сообщества посредников заставила недавняя жесткая реакция на эту проблему Дмитрия Медведева. 21 октября
на встрече президента России с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП генеральный директор «Базового элемента» Олег Дерипаска пожаловался, что с него в судах требовали «некую комиссию за справедливое решение». «Суды обросли институтом посредников», -- открыл глаза президенту глава одной из крупнейших российских компаний. Юрист Медведев тут же назвал это явление своим именем -- «решалы». Оказывается, он с ними сталкивался еще в середине 90-х годов. «Их в тюрьму надо сажать. Это самая высшая форма коррупции», -- заявил тогда глава государства и посоветовал бизнесменам не платить им, а писать заявления в правоохранительные органы.
«Вокруг судов много так называемых «решал», готовых предложить себя в качестве посредников не между сторонами спора, а между одной из сторон и судом, -- констатировал на вчерашней конференции помощник президента России Аркадий Дворкович. -- Надо избежать риска, чтобы медиаторы стали решалами». Он надеется, что провести четкую грань между этими видами деятельности поможет новый закон «О медиации», подготовку проекта которого сейчас завершает Высший арбитражный суд (ВАС). Соответствующее поручение было дано ВАС президентом Медведевым после VII Всероссийского съезда судей в декабре 2008 года. По словам г-на Дворковича, законопроект получил «сильную поддержку» всех заинтересованных сторон, в ближайшие недели он поступит в Госдуму и имеет шансы уже в этом году быть принятым в первом чтении.
Советник президента РФ Вениамин Яковлев, в 1992--2005 годах возглавлявший Высший арбитражный суд, объяснил востребованность медиации тем, что «судебная система перегружена». «В России работает всего около 30 тыс. судей, которые рассматривают 20 млн дел в год, -- напомнил г-н Яковлев. -- Около 1 млн из них -- уголовные. Остальные -- гражданские и административные. Одно только это делает необходимым использование альтернативных способов разрешения споров -- это и коммерческий арбитраж (третейские суды), и прямые переговоры сторон, и переговоры сторон с участием медиаторов».
Оказывается, медиация у нас в стране уже реальность. По данным г-на Яковлева, в 2008 году около 30 тыс. арбитражных споров закончились мировыми соглашениями. Коммерческая медиация -- один из главных видов деятельности профессиональных предпринимательских организаций, таких как РСПП и ТПП. Но, по мнению Вениамина Яковлева, для становления этой системы не обойтись без помощи государства, прежде всего в формировании законодательной базы. На этот случай можно использовать типовой закон «О международной коммерческой согласительной процедуре», принятый Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году, и директиву Европейского союза по медиации от 21 мая 2008 года. По словам г-на Яковлева, «в директиве нет ничего, что в корне противоречило бы нашему законодательству». Правда, гражданское законодательство потребуется изменить. В частности, сделать так, чтобы в случае использования сторонами примирительных процедур сроки исковой давности приостанавливались и стороны не теряли возможность разрешить спор в рамках государственной судебной системы.
Президент РСПП Александр Шохин назвал основные претензии и пожелания предпринимательского сообщества к проектам закона «О медиации» (кроме варианта, который готовит ВАС, в нижней палате парламента уже лежит законопроект, подготовленный депутатами Павлом Крашенинниковым, Владимиром Плигиным и Владимиром Груздевым, а также аналогичный документ законодательного собрания Санкт-Петербурга). Предприниматели предостерегают от намерения сделать медиацию обязательной по административным и другим публичным правоотношениям, в том числе налоговым спорам. По мнению г-на Шохина, в данных спорах «одной из сторон выступает государство, которое обладает ограниченной диспозитивностью в поведении» (свободой в своих действиях). Кроме того, глава РСПП опасается, «не станут ли эти процедуры дополнительным административным барьером». РСПП также не поддерживает идею назначать при проведении обязательных согласительных процедур в качестве медиаторов бывших судей, это нарушает принцип максимальной независимости посредников от государственной судебной системы.
Союз предпринимателей согласен, что должно быть введено обязательное членство посредников в одной из внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций. Но выступает категорически против введения обязательного страхования рисков профессиональной имущественной ответственности посредников. Также РСПП поддерживает запрет на посредническую деятельность для госслужащих, но выражает сомнение в целесообразности такой же нормы в отношении адвокатов. «Может быть, ввести ограничение на участие посредника в качестве адвоката одной из сторон в возможном судебном процессе?» -- предложил г-н Шохин. Он считает необходимым запретить сторонам, которые согласились на медиативные процедуры, обращаться до их окончания в суды, в противном случае медиация станет инструментом недобросовестного урегулирования споров.
Г-н Шохин согласен, что медиаторы не должны иметь судимости, и лучше, чтобы у них было высшее образование. РСПП не против, чтобы существовали лицензии на право проведения медиации, которые должны выдаваться после прохождения курса обучения. Правда, декан юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Голиченков обратил внимание, что такая «специальность» «не предусмотрена государственным образовательным стандартом». Заниматься же обучением вне его рамок смогут только два государственных вуза -- Московский и Санкт-Петербургский университеты, и то лишь после вступления в силу закона об их особом статусе. Зато Вениамин Яковлев сообщил, что профессиональная подготовка медиаторов будет организована в рамках Ассоциации юристов.
В рамках обмена опытом на конференции выступил бывший судья Верховного суда Великобритании сэр Генри Брук, который рассказал, что коммерческая медиация в его стране появилась относительно недавно -- примерно 20 лет назад. Сейчас в год рассматривается около 6 тыс. крупных дел, еще около 8 тыс. -- по мелким тяжбам. В прошлом году произошел двукратный рост количества коммерческих дел, рассмотренных с участием медиаторов. Главная причина в том, что традиционное судопроизводство является довольно дорогим удовольствием. «Медиация дает сторонам возможность достичь разрешения спора на таких условиях, которые суд никогда бы не принял, -- объяснил г-н Брук. -- Кроме того, это дает сторонам возможность выпустить пар». Правда, английские медиаторы, по его словам, наоборот, стараются «избежать нормативного регулирования их деятельности».