|
|
N°201, 30 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выручила «Дружба»
ЛУКОЙЛ договорился с «Транснефтью» о поставках нефти на Одесский НПЗ
Ровно месяц понадобился ЛУКОЙЛу, чтобы договориться об альтернативном варианте поставок нефти на Одесский НПЗ. Еще в начале октября оператор транспортный системы Украины «Укртранснафта» объявил об остановке прокачки нефти через Лисичанск и Кременчуг, после чего компания была вынуждена остановить свой завод. Проведя переговоры с «Транснефтью», ЛУКОЙЛ принял решение о начале поставок по трубопроводу «Дружба» по маршруту «граница Белоруссии -- граница Украины -- Броды -- Одесса» с 1 ноября. Однако такой вариант является для компании более затратным -- тариф на прокачку вырастет почти на 6 долл. за тонну.
Об остановке прокачки лукойловской нефти «Укртранснафта» объявила 1 октября. По используемому компанией маршруту власти Украины теперь собираются прокачивать в реверсном режиме нефть для Кременчугского НПЗ и предложили ЛУКОЙЛу новый вариант -- через трубопровод из Брод до Одессы. Однако компания сначала выступила против него, объяснив это низкой рентабельностью подобного маршрута. Если раньше тариф на прокачку составлял 32,94 долл. за тонну, то по новым условиям он возрастал до 38,95 долл. за тонну.
Одесский НПЗ мощностью 2,8 млн тонн был пущен в строй после реконструкции только год назад. В ноябре завод должен переработать порядка 195 тыс. тонн (в ЛУКОЙЛе полагают, что новый маршрут не скажется на объеме производства).
Как пояснил источник, прошедший месяц понадобился компании на согласование условий поставок через «Дружбу» с «Транснефтью», которой пришлось перераспределять идущие через трубопровод потоки. Между тем ЛУКОЙЛ надеется в будущем согласовать с российским транспортным монополистом более льготные условия прокачки. «ЛУКОЙЛ продолжит переговоры со всеми заинтересованными сторонами относительно возможностей улучшения экономики поставок сырья на Одесский НПЗ», -- говорится в официальном сообщении компании.
Размер убытков от остановки завода в компании пока не определили. Зато его определили украинские власти -- казна страны недосчиталась порядка 40 млн гривен налогов (более 500 тыс. долларов).
После месячных раздумий в ЛУКОЙЛе было решено все-таки согласиться на менее рентабельный маршрут. «Разница в тарифе почти в 6 долл. за тонну. Поэтому придется еще подумать, как сделать поставки более выгодными», -- рассказали «Времени новостей» в компании. Рост тарифа обусловлен более длительным маршрутом поставок нефти, объяснил источник в ЛУКОЙЛе. Во-первых, теперь компании придется платить и Белоруссии, через территорию которой пойдет нефть на НПЗ. Во-вторых, увеличится расстояние прокачки по России. «Рост обусловлен прежде всего тем, что прилично увеличилось расстояние прокачки по территории нашей страны. Однако такой вариант видится на данный момент оптимальным», -- говорят в ЛУКОЙЛе. В компании заявляют, что теперь займутся оптимизацией производства.
Эксперты полагают, что ЛУКОЙЛу удастся сохранить рентабельность НПЗ. «Есть большой минус -- Украина не входит в Таможенный союз, как Белоруссия и Казахстан, поэтому пошлины больше. Однако, на мой взгляд, разница в 6 долл. не такая большая, и компании, тем более после реконструкции, удастся сохранить нормальную прибыльность предприятия, -- считает аналитик ИФК Солид Денис Борисов. -- Единственной опасностью может стать только падение нефтяных котировок, в таком случае рентабельность НПЗ окажется под угрозой».
Кирилл МЕЛЬНИКОВ