|
|
N°201, 30 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сертификация задерживается»
Superjet 100 перелетает из зимы в весну
Фирма «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) скорее всего не сумеет начать поставки нового лайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в срок, оговоренный со стартовым заказчиком -- «Аэрофлотом». Хотя «Аэрофлот» и ГСС официально по-прежнему придерживаются срока, закрепленного в контракте между ними (декабрь 2009 года), эксперты считают, что сертификация SSJ-100 не может быть завершена раньше первого квартала 2010 года. Еще один клиент ГСС -- авиакомпания «Армавиа» -- уже заявил, что начало поставок SSJ-100 ему отложено до апреля 2010 года.
Вчера ГСС отменила внеочередное собрание акционеров, на котором должны были рассматриваться вопросы производства SSJ-100. «Аэрофлот» в тот же день объявил дату (14 декабря) своего собственного внеочередного акционерного собрания, одним из вопросов на котором станет финансирование сделки по приобретению 30 самолетов SSJ-100. Представители ГСС и «Аэрофлота» заявили вчера «Времени новостей», что повестка дня обоих собраний не имеет прямого отношения к срокам начала поставок.
Назначенное на вчера собрание акционеров ЗАО «ГСС» не состоялось в связи с отсутствием кворума, говорится в сообщении компании. Директор ГСС по связям с общественностью Ольга Каюкова сказала нашей газете, что собрание было созвано в форме заочного голосования, чтобы обсудить вопрос о сделке с заинтересованностью -- лизинге оборудования, необходимого для сборки SSJ-100 на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина. «Собрание не состоялось, потому что кто-то не успел привезти бюллетени голосования. Оно будет перенесено», -- сообщила г-жа Каюкова. У ЗАО «ГСС» два акционера: ОАО «Компания «Сухой» (75% минус одна акция) и World's Wing S.A. (дочерняя структура итальянской Alenia Aeronautica, 25% плюс одна акция). Г-жа Каюкова не уточнила, чьи именно бюллетени не были вчера доставлены.
«Аэрофлот» вчера объявил, что проведет внеочередное акционерное собрание (тоже в форме заочного голосования) 14 декабря. Лев Кошляков, директор департамента по связям с общественностью «Аэрофлота», сообщил «Времени новостей», что в повестку внесено несколько вопросов: о смене юридического адреса авиакомпании, приобретении среднемагистральных самолетов у европейского концерна Airbus и региональных SSJ-100 у ГСС. К финансированию последней сделки планируется привлечь компанию «ВЭБ-лизинг». Собственно, договор с нею и должны одобрить акционеры «Аэрофлота». Причем исходя из даты собрание должно пройти, когда первый SSJ-100 либо уже поступит в «Аэрофлот», либо до его прибытия останутся считанные дни. «В контракте сроком начала поставки SSJ-100 был определен ноябрь, -- рассказал вчера г-н Кошляков нашей газете. -- Потом его передвинули на декабрь, и пока мы исходим из этого срока. Никаких официальных сообщений о других датах «Аэрофлот» от ГСС не получал».
Между тем эксперты, знакомые с ходом сертификации SSJ-100, утверждают, что она потребует больше времени. «Завершить сертификацию SSJ-100 в декабре этого года невозможно, -- сказал вчера нашей газете руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. -- Реальный срок -- первый квартал 2010 года. Только после этого можно будет начать серийное производство и коммерческие поставки нового самолета».
Авиакомпания «Армавиа», которая стоит второй (после «Аэрофлота») в очереди на SSJ-100 и тоже должна была получить одну машину в декабре, уже объявила о переносе поставок. Авиакомпания "Армавиа" получит первые лайнеры Sukhoi Superjet 100 к апрелю 2010 года. Ранее планировалось, что SSJ-100 будут поставлены перевозчику в конце 2009 года.
"Нами куплено два самолета Sukhoi Superjet 100, доставка которых немного задерживается. Самолеты готовы, но их сертификация задерживается до апреля", -- сказал несколько дней назад владелец "Армавиа" Михаил Багдасаров агентству «Новости-Армения». Г-н Багдасаров не выказал неудовольствия по этому поводу, отметив, что задержка будет даже полезна авиакомпании, так как именно в апреле начинаются активные полеты, а зимой их существенно меньше.
Реакцию «Аэрофлота» в том случае, если он попадет в такую же ситуацию, предугадать трудно. С одной стороны, до сих пор компания весьма терпеливо переносила задержки проекта SSJ-100. Согласно первоначальному контракту, подписанному между «Аэрофлотом» и ГСС в 2005 году, самолет (который тогда был известен под названием RRJ) должен был поступить в эксплуатацию в ноябре 2008 года. За годовое отставание от этого срока авиакомпания, насколько известно, материальных претензий разработчику пока не предъявляла.
С другой стороны, вполне возможно, что при новом переносе поставок «Аэрофлот» может захотеть реализовать свое право на компенсацию.
Михаил КУКУШКИН