|
|
N°104, 17 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Побег из золотой клетки
Игроки сборной освободились от обязательств перед болельщиками
После того как сборная России в своем первом матче чемпионата мира обыграла Тунис и многие газеты пестрели пафосными заголовками, среди работавших на турнире журналистов был очень популярен анекдот: «Эту победу мы ждали восемь лет. Следующую -- ждать еще восемь». Тогда это казалось забавной шуткой. Теперь слишком похоже на правду.
Тренерский штаб российской сборной во главе с Романцевым, как и обещал, сразу же подал в отставку. Признание ли это собственных ошибок или просто красивый жест, мы узнаем чуть позже. Но поражение от бельгийцев лишь приблизило неминуемое -- руководство РФС уже давно решило, что Романцев и Гершкович должны уйти. Единственное, что могло спасти теперь уже экс-наставников, -- выход в полуфинал, не меньше. Если бы тренеры сами не ушли, их бы уволили не позднее 1 августа.
То, что случилось, -- закономерность, а не печальное стечение обстоятельств. Конечно, мы можем утешать себя тем, что попали в компанию неудачников вместе с Португалией, Францией, Аргентиной, которые также покинули чемпионат. Но не выйти из слабейшей группы -- это нужно суметь. Суметь вывести сборную на пик формы ко второму матчу против японцев, к матчу против хозяев, в котором нам просто не позволили бы выиграть при любых обстоятельствах. Суметь приготовить только один тактический сюрприз: на 15 минут в игре с Бельгией крайние полузащитники нашей сборной Аленичев и Карпин поменялись местами. Суметь настолько не угадывать с составом, что мобильный и больше всего желавший побед Сычев выходил только на замену. Кстати, спартаковский форвард -- один из немногих, кто сумел проявить себя здесь с лучшей стороны. Не зря им заинтересовались ведущие клубы Европы, включая итальянский «Интер».
Тренеры не скрывали, что будут делать ставку на ветеранов. Но в то же время они стали заложниками «проверенных лидеров». Не зря появились слухи, что, к примеру, Ролана Гусева не взяли в Японию в том числе и из-за того, что Карпин мог потерять место в основе. И не зря регулярно поговаривали о том, что Мостовой может в любой момент уйти с тренировки, ссылаясь на травму, боли в желудке и вообще непонятно на что.
После этого чемпионата мира скорее всего, не останется в команде ни Карпина, ни Мостового, а также Онопко, Никифорова, Бесчастных, Чугайнова, Черчесова, Аленичева... Кто-то из них найдет повод обидеться на критические высказывания журналистов, кто-то вообще закончит карьеру, а кто-то просто окажется ненужным новому главному тренеру.
Романцев любит говорить, что хороший тренер должен быть отличным психологом. Но какой психолог запрет свою команду на 30 дней, пусть и на великолепной, оборудованной по последнему слову техники базе, но все же похожей на пресловутую золотую клетку. «Мне этот чемпионат запомнится прежде всего продолжительными сборами», -- сказал капитан сборной Виктор Онопко. И если такие слова прозвучали из уст всегда достаточно лояльного к руководству ветерана, то нетрудно предположить, что думают другие футболисты. Смешно, но игроки ждали каждой поездки на матч только из-за того, чтобы хотя бы ненадолго сменить обстановку, посмотреть из окна скоростного поезда на страну. И не случайно только Сычев плакал после третьего матча. Все остальные в глубине души были довольны, что кошмарное заточение окончилось.
Уже стало традицией после очередного провального турнира смотреть в будущее. И как всегда, вновь приходит совсем не оригинальная мысль о том, что необходима смена поколений. И здесь в конце концов нужно сделать выбор: либо строить новую команду, и тогда скорее всего придется пожертвовать чемпионатом Европы, либо опять делать ставку на отборочные турниры. И тот и другой вариант мы уже проходили. Какой из них будет выбран на этот раз, зависит уже не от нас.
Андрей ВДОВИН, Шизуока