Время новостей
     N°201, 30 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2009
Уран с возвратом
Иран согласился на сотрудничество с Западом через Россию
В позиции Ирана по его ядерной программе наметились позитивные подвижки. Вчера постоянный представитель этой страны при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Асгар Солтание прибыл в венскую штаб-квартиру агентства, чтобы вручить его гендиректору Мухаммаду аль-Барадеи важный документ. Это был официальный и позитивный ответ иранского правительства на проект международного соглашения о поставке топлива для Тегеранского исследовательского реактора.

Правда, иранский посол не застал гендиректора -- тот уже несколько дней как уехал с визитом в США, о чем иранские дипломаты должны были бы знать. Тем не менее сотрудники агентства передали документ своему шефу, и ближе к вечеру МАГАТЭ сообщило, что «аль-Барадеи предварительный ответ властей Ирана получил».

Г-н Солтание указал на важность того, что Иран «в целом положительно» оценивает предложенную схему вывоза своего низкообогащенного урана за рубеж взамен на поставки готового ядерного топлива для реактора в Тегеране. Но тут же выяснилось, что иранцы хотят поправить проект и «внести в него несколько важных дополнений технического и экономического свойства». Иранская пресса со ссылками на анонимные официальные источники уточнила, что речь идет о том, чтобы иранский уран отправлялся за границу «поэтапно, а не в один заход».

Тегеран настаивает также на схеме «одновременного обмена», то есть чтобы топливо для тегеранского реактора поступало «тогда же, когда низкообогащенный уран будет покидать территорию Ирана». Главную посредническую роль во всем этом будет играть Россия.

О согласии Ирана на эти предложения еще вчера утром объявил президент страны Махмуд Ахмадинежад. В эфире национального телевидения он заявил, что западные державы «перешли от конфронтации к сотрудничеству», а потому Тегеран готов к партнерству с ними и «к обмену ядерным топливом». А вот лидер оппозиции Мирхоссейн Мусави, проигравший 12 июня этого года президентские выборы, подверг согласие властей направлять иранский уран за рубеж критике: «Если данные Западу обещания будут осуществлены, напряженная работа тысяч наших ученых пойдет прахом».

Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заметил вчера на брифинге: «Надо бы еще изучить ответ Ирана, и тогда мы сможем, наверное, его прокомментировать». Ранее заместитель российского министра иностранных дел Сергей Рябков сказал в интервью «Времени новостей», что «если схема будет реализована, мы выступим в роли главного подрядчика»: «Роль России, проявившей большую инициативу, очень значима... Но я бы выделил важную, если не ключевую роль МАГАТЭ и лично гендиректора Мухаммада аль-Барадеи».

Напомним, что упомянутый проект рамочного соглашения МАГАТЭ разработало в Вене всего за два дня -- 19 и 20 октября. Однако переговоры об этом шли с 1 октября, когда иранцы объявили, что для Тегеранского исследовательского реактора им к весне будущего года нужно новое топливо, поскольку старое уже выгорает. Собственными силами иранцы произвести такое топливо не могли: МАГАТЭ запрещает им обогащение урана выше определенного уровня.

МАГАТЭ предложило иранцам следующую схему. Иранцы должны отправить в Россию на дообогащение 1,2 тонны своего низкообогащенного урана. Это около 75% всего низкообогащенного урана, произведенного на заводе в иранском городе Натанз. Затем обогащенный уран отправят во Францию, где превратят в тепловыделяющие топливные сборки. Участие французов связано с тем, что хотя тегеранский реактор (он производит изотопы для медицинских исследований) построили американцы еще при шахе в 1960-е годы, но модернизировали его в конце 1980-х годов аргентинцы по французским технологиям.

23 октября Россия, США и Франция одобрили этот проект. А накануне вчерашнего события глава британского МИДа Дэвид Милибэнд (в начале следующей недели он приезжает в Москву) заметил, что «ответ Тегерана станет проверкой его искренности, поскольку иранские власти многократно говорили, что у них есть только мирные амбиции». На Западе все еще опасаются, что Иран, возможно, опять тянет время.

Американскую позицию на этот счет вчера в Москве излагал министру иностранных дел Сергею Лаврову помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс. Перед отъездом в российскую столицу он предупредил, что если Иран продолжит тянуть с ответом, то его ждут жесткие карательные меры. Ведь США и их союзник на Ближнем Востоке -- Израиль подозревают иранцев в намерении обзавестись ядерным оружием. «Мы ничего не исключаем и ни от чего не отказываемся, -- подчеркнул генерал Джонс. -- В течение небольшого отрезка времени мы посмотрим, удастся ли прийти к конкретным результатам, которые нам необходимы. Если этого не получится, мы будем готовы к введению новых санкций». Но в ближайшие недели ужесточение международных санкций против Ирана не стоит на повестке дня, ведь президент Махмуд Ахмадинежад согласился сотрудничать.

Александр САМОХОТКИН