|
|
N°201, 30 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С надеждой на Москву
Российский эколог осужден в Туркмении на пять лет колонии
Вчера суд туркменского города Дашогуза приговорил известного российского эколога Андрея Затоку к пяти годам заключения в колонии общего режима по обвинению в «умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести». Это максимальный срок, предусмотренный соответствующей статьей уголовного кодекса Туркмении. 53-летний г-н Затока был арестован 20 октября на городском рынке Дашогуза (бывший Ташауз), где он проживает, в том момент, когда покупал продукты. В тот день он отмечал свой день рождения и ждал дома гостей. На Затоку неожиданно напал какой-то мужчина, пытаясь инсценировать драку, после чего мужчина исчез, а оказавшиеся рядом «случайно» двое полицейских тут же задержали эколога.
Через три дня Андрею Затоке, имеющему двойное -- российское и туркменское -- гражданство, предъявили обвинение в «умышленном причинении вреда», он якобы сломал «пострадавшему» руку. Последний, как быстро выяснилось, был известным в Дашогузе трижды судимым наркоманом Абдулбеком Казаковым, которого уже на следующий день после «драки» видели моющим машину своей «сломанной» рукой. Андрея Затоку туркменские власти уже однажды, в декабре 2006 года, пытались осудить по сфабрикованным обвинениям. Но тогда благодаря вмешательству многих международных экологических и правозащитных организаций, а главное, бывшего тогда президентом России Владимира Путина российскому экологу удалось избежать лишения свободы, он был приговорен к четырем годам заключения условно, но ему был запрещен выезд за пределы Туркмении. Стоит заметить, что три года назад он был арестован, когда собирался вылететь в Россию на международную экологическую конференцию.
Вчера на суд со стороны обвиняемого были допущены только его жена, прилетевшая из Екатеринбурга, где живет теперь вся семья Андрея Затоки, и двое друзей из Дашогуза.
Судя по всему, представителей российского консульства в Ашхабаде в зале суда не было. Дозвонившемуся вчера до посольства России в Туркмении обозревателю «Времени новостей» первый секретарь посольства Андрей Ивахин сообщил, что «сейчас предпринимаются все действия по защите (Андрея Затоки. -- Ред.), этим лично занимается руководство посольства, которое держит руку на пульсе».
Суд продолжался всего несколько часов. Затока, как рассказали его друзья, держался спокойно, попросил вести заседание на русском языке. Большинство из восьми ходатайств, поданных адвокатом подсудимого Туваком Ягмыровым, были судьей отклонены. Среди них ходатайство о повторной медицинской экспертизе «потерпевшего», поскольку в суде выяснилось, что рентгеновский снимок, на основании которого обвинение посчитало, что Затока сломал ему руку, был сделан в мае этого года (!), когда наркоман Казаков подрался с соседом. Отклонили ходатайство о вызове свидетелей так называемой драки, торговцев хлеба с базара. Отклонил судья и другое ходатайство процессуального характера -- о переносе заседание суда на 4 ноября, поскольку по туркменскому законодательству с момента вынесения обвинительного заключения до суда должно пройти не менее трех суток, не считая выходных и праздничных дней. Это положение было нарушено, если принять во внимание, что из предшествующих суду пяти дней три дня были праздничными -- в Туркмении отмечали День независимости.
Впрочем, наблюдатели в Туркмении считают, что, назначая судебное заседание сразу после праздников, власти делали это намеренно, ведь в праздники высокопоставленных туркменских чиновников не могли бы застать десятки обращений, посланных им международными организациями в защиту российского эколога. Из-за проблем, связанных с праздниками, в Дашогуз не смогли попасть и некоторые западные дипломаты, аккредитованные в Ашхабаде.
В своем заключительном слове Андрей Затока, очевидно, понимая, что приговор предрешен и все аргументы в его защиту бесполезны, сказал, что, будучи знатоком восточной философии, он не держит зла на потерпевшего и что ему вообще чуждо всякое насилие.
Вчера председатель Совета при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова уже после того, как был вынесен приговор, сообщила «Времени новостей»: «Совет в рамках своей компетенции прилагает максимальные усилия для того, чтобы Андрей Затока оказался в России. Это будет сложно, но мы надеемся, что совместно со всеми заинтересованными российскими государственными ведомствами мы сможем ему помочь»
Аркадий ДУБНОВ