|
|
N°201, 30 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Балканский миттельшпиль
«Газпром нефть» планирует экспансию в сопредельных с Сербией государствах
Компания Naftna Industrija Srbije (NIS), контрольный пакет которой принадлежит российской «Газпром нефти», по заявлениям ее руководства, намерена активно расширять бизнес в регионе, причем не ограничиваясь только территорией Сербии. «Мы рассматриваем варианты как непосредственного владения, так и союзных отношений с другими участниками рынка», -- сообщил «Времени новостей» генеральный директор NIS Кирилл Кравченко. Однако, как отмечают эксперты, возможности как для заключения выгодных альянсов, так и для приобретения новых активов в регионе сильно ограничены. Компании придется столкнуться с серьезным противодействием со стороны других компаний.
С момента прихода «Газпром нефти» в NIS в качестве основного акционера (владеет 51% акций) новому менеджменту удалось не только реструктурировать миллиардный долг компании, но и сократить его на 10%. Кроме того, новое руководство активно занимается повышением качества производимой продукции. Так, компания намерена в 2010 году полностью прекратить производство свинцовых бензинов и увеличить объемы евродизеля. Однако уже достигнутыми результатами компания ограничиваться не намерена. Свою продукцию NIS собирается поставлять не только на внутренний рынок, но и в соседние государства. И если на территории самой Сербии планируется осуществлять наступление под флагом дорогой сердцу сербского потребителя NIS, то в сопредельных странах, как сообщил «Времени новостей» гендиректор NIS Кирилл Кравченко, экспансия будет проходить под брендом «Газпром нефти». «Нельзя отождествлять NIS только с «Газпром нефтью». NIS -- продукт двух акционеров. И мы постараемся использовать авторитет обеих компаний», -- пояснил глава нефтяной компании.
Впрочем, как отмечают опрошенные «Временем новостей» эксперты, возможности для роста в регионе не так уж велики. Более того, аналитики оценивают регион в целом как не слишком перспективный. «Доступ к собственной нефти (добываемой «Газпром нефтью». -- Ред.), которую можно получать на переработку, конечно, позволит хотя бы временно демпинговать для расширения доли рынка и даст определенный синергетический эффект в рамках группы. Но российские экспортные пошлины практически полностью его нивелируют. Не слишком велик и размер платежеспособного спроса в регионе», -- сообщил «Времени новостей» начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. Он также отметил, что NIS вряд ли удастся получить и мажоритарные доли в наиболее интересных активах региона. С ним соглашается и ведущий специалист департамента рыночных исследований «ИФД Капитал» Виталий Крюков, по словам которого, все привлекательные рынки уже заняты. «Маржа в регионе низкая, мощности большие, спрос упал, а качественные активы местные игроки оставят себе. И хотя российские компании на Балканах скорее всего не станут активно конкурировать с «Газпром нефтью», расширение бизнеса NIS может встретить серьезное сопротивление как со стороны национальных компаний, так и со стороны политических сил», -- полагает эксперт. На такую опасность указывает и главный аналитик ИК «Калита Финанс» Андрей Ганган, по мнению которого, экспансия «Газпром нефти» в балканских странах может встретить противодействие местных монополистов и политических элит. «При сложившейся конъюнктуре не исключено повторение истории с венгерской MOL, в которой «Сургутнефтегаз» еще в конце марта 2009 года приобрел за 1,4 млрд евро 21,2% акций, но из-за действий менеджмента компании и властей Венгрии до сих пор не имеет доступа к управлению компанией», -- отметил эксперт.
Тем не менее, как отметил Дмитрий Александров, у NIS все же есть поле для маневра.
«Есть возможность развивать сеть АЗС (на сегодняшний день компания владеет 475 станциями. -- Ред.). ЛУКОЙЛ не станет перехватывать те объекты, на которые претендует «Газпром нефть», а в сфере торговли нефтепродуктами может оказаться скорее союзником, чем конкурентом. Это же касается и «Зарубежнефти» (владеет крупным заводом в городе Босански-Брод. -- Ред.), которая также может поставлять свою продукцию на реализацию. Это хороший плацдарм, по крайней мере не хуже, чем у других игроков», -- подытожил эксперт.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ