|
|
N°148, 17 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курортный роман
Туркменский газ пойдет на Украину по российскому сценарию
Первый день президентского отпуска, который Владимир Путин проводит в Сочи, принес надежду на разрешение «газовых» споров России и Украины. Вчера г-н Путин встретился в своей сочинской резиденции «Бочаров ручей» с президентом Украины Леонидом Кучмой, который, устав от безрезультатных консультаций на правительственном уровне, предложил российскому коллеге решить все вопросы «на высшем уровне».
Идея оказалась плодотворной. «Никто не стоял за спиной, никто ничего не подсказывал», -- заявил после переговоров г-н Кучма. Впрочем, похоже, что отсутствие в Сочи «подсказчиков» из правительства, включая и основного переговорщика с Украиной вице-премьера Виктора Христенко, -- это единственное, в чем Владимир Путин пошел навстречу своему коллеге. «Мы договорились по ключевым моментам», -- так прокомментировал переговоры г-н Путин. Однако, несмотря на курортный антураж, чувствовалось, что президенты устали, и согласие далось им нелегко.
Главное, чего нужно было добиться Леониду Кучме, заключившему контракт с Туркменией на покупку газа, -- это чтобы Россия смягчила требования по оплате транспортировки газа по ее территории. Цена, названная российским правительством (около 30 долл. за транспортировку 1000 кубометров газа от казахской до украинской границы), увеличивает стоимость туркменского газа почти вдвое -- с 40 долл. за тысячу кубометров до 70--75 долл. При этом российские чиновники настаивали, чтобы транзит оплачивался только деньгами, а задолженность конвертировалась бы в государственный долг. Кроме того, среди непременных условий транзита выдвигался запрет Украине экспортировать туркменский газ. Таким способом в Москве рассчитывают застраховаться от ситуации, когда Туркмения по какой-либо причине остановит или сократит поставки, и Украина будет откачивать из экспортной трубы российский газ, идущий в Европу, и перепродавать его «от своего имени».
Цифры, о которых договорились два президента, пока неизвестны. Но принципы договоренностей позволяют сделать вывод, что Владимир Путин пошел на минимальные уступки.
«Мы берем на себя обязательство пропустить необходимый объем газа и интенсифицировать работу по реструктуризации долгов Украины», -- заявил после переговоров российский президент. Но, поскольку Украина не может оплатить необходимый объем энергии «живыми» деньгами, разница, по словам г-на Путина, «будет оформляться в государственный долг Украины России». Предполагается, что впоследствии эти гособязательства Россия сможет использовать при приватизации украинской газотранспортной системы. По словам Владимира Путина, пока что президенты договорились об активизации деятельности двусторонней комиссии, которой предстоит определить возможности совместного использования газопровода на территории Украины.
По всей видимости, добиться от Леонида Кучмы обещания провести международный аудит стоимости украинской газотранспортной инфраструктуры российскому президенту не удалось. Нынешнюю украинскую оценку (26 млрд долл.) в Москве считают запредельной. «На эти деньги можно построить два таких же газопровода, причем вручную и в сжатые сроки», -- заметил корреспонденту газеты «Время новостей» источник в Белом доме.
Кроме того, Владимир Путин заручился твердым обещанием Леонида Кучмы, что несанкционированный экспорт российского газа будет прекращен. Впрочем, украинскому президенту не впервой давать такое обещание.
«Добрая воля» российского президента проявилась лишь в обещании «более внимательно» отнестись к антидемпинговому расследованию, начатому в России против украинских производителей стальных труб.
Местные наблюдатели полагают, что рассчитывать на успех в Сочи Леониду Кучме и не следовало: именно здесь, в отеле «Лазурная», в июне 1995 года Борис Ельцин и г-н Кучма пришли к соглашению о разделе Черноморского флота, которое принято считать успехом российской дипломатии.
Игорь ГЛАНИН, Сочи