Время новостей
     N°200, 29 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2009
Кредит для спасения банкрота
«Ижавто» ждет финансовой помощи от Сбербанка
Сложившаяся ситуация вокруг находящегося в процессе банкротства Ижевского автомобильного завода, возможно, сдвинется с мертвой точки уже завтра. По некоторым данным, на 30 октября намечено совещание в Минэкономразвития по обсуждению ситуации на автопредприятии, в ходе которого должен быть решен вопрос о выделении Сбербанком (основным кредитором завода и фактически владельцем компании по заложенным у него акциям) кредита под госгарантии правительства. По данным «Времени новостей», речь идет о сумме в 1,2 млрд руб., которая необходима заводу для того, чтобы начать выпуск автомобилей.

Между тем, как рассказал Reuters представитель правительства Удмуртии Виктор Чулков, предварительно этот вопрос будет обсуждаться уже сегодня на совещании у замминистра экономического развития Олега Савельева. Получить комментарий представителей Сбербанка вчера не удалось.

Общая сумма долга «Ижавто» -- 14,5 млрд руб., а на 1 апреля, как говорилось в акте проверки завода Счетной палатой, просроченный долг составлял 3,2 млрд рублей.

Активно лоббировать вопрос об оказании помощи автозаводу региональные власти начали с середины октября. Президент Удмуртии Александр Волков две недели назад обсуждал проблемы «Ижавто» с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. О конкретных результатах совещания известно не было, но во вторник президент Удмуртии г-н Волков на встрече с представителем президента России в Приволжском федеральном округе Григорием Рапотой сказал, что если «ситуация вокруг завода не будет решена в ближайшее время», «Ижавто» уволит 2 тыс. рабочих из 3 тыс., числящихся на данный момент в штате предприятия. Сейчас часть из них находится в оплачиваемых отпусках, а некоторые заняты на общественных работах.

«Ижавто», проектная мощность которого составляет 220 тыс. автомобилей в год, в начале этого года постепенно прекратил производство из-за низкого спроса и высоких цен на машинокомплекты для автомобилей KIA, что почти остановило его выплаты по долгам. В апреле предприятие было переведено на неполную рабочую неделю, а с 1 мая было вынуждено приостановить конвейер по сборке Kia Sorrento и Kia Spectra. Тогда же на заводе было объявлено о сокращении 45% персонала. В мае было уволено 2,4 тыс. работников. Иск о своем банкротстве «Ижавто» подал 6 августа в арбитражный суд Удмуртии, а в сентябре суд ввел процедуру наблюдения в отношении предприятия. В конце сентября Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по факту преднамеренного банкротства автозавода. Позднее, впрочем, стало известно, что заявление с просьбой проверить завод на предмет фиктивного банкротства подал основной кредитор «Ижавто» -- Сбербанк.

Теперь деньги нужны заводу для того, чтобы начать выпуск корейских автомобилей KIA по контракту с KIA Motors. Договор о сборке 1 тыс. автомобилей Kia Spectra и 300 штук Kia Sorento в месяц планируется подписать на этой неделе, сообщил Reuters источник на «Ижавто».

Удастся ли региональным властям договориться о получении кредита, пока с уверенностью сказать сложно, но глава Удмуртии г-н Волков на днях отметил, что вопрос по решению проблемы «Ижавто» «реально сдвинулся».

По словам же г-на Рапоты, власти ищут пути выхода из сложившейся ситуации. «Этим занимаются те люди, которые непосредственно вовлечены в сферу производства и финансирования «Ижавто»: и Сбербанк, и правительство России. Провели специальные совещания именно по этому заводу, и еще будут такие обсуждения, совещания. Они не пустые, потому что там приняты совершенно конкретные меры», -- сказал он на днях в Ижевске.

Пока же о конкретных мерах по спасению предприятия не известно. Зато вчера было объявлено, что простой «Ижавто» продлится до декабря. Об этом сообщил Интерфаксу источник на предприятии. По его словам, соответствующий приказ администрацией завода подписан еще в конце прошлой недели.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром