Время новостей
     N°201, 30 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2009
Разнообразие в масштабе
Фестиваль Crescendo плавно перейдет в «Арт-ноябрь»
В воскресенье, 1 ноября, в Москве пройдут два многолюдных гала-концерта сразу двух фестивалей, один из которых послужит фестивальным финалом, а другой -- фестивальным открытием. В Большом зале Консерватории -- итоговое представление проекта Дениса Мацуева Cresсendo, единственное, доставшееся Москве. Все прочее было в Пскове и за границей. Зато в московской программе густой сбор ярких имен во главе с громким музыкантом, государственником и организатором, самим Денисом Мацуевым. Под его началом на сцене появятся альтист Максим Рысанов, трубач-виртуоз Сергей Накаряков, скрипачи Борис Бровцын и Алена Баева, пианистка Екатерина Мечетина, виолончелист Сергей Суворов. Почти все примерно ровесники Мацуева и заметные персонажи местной концертной практики, также известные и в Европе.

Программа гала-концерта участников фестиваля «Арт-ноябрь» в Институте искусствознания в Козицком переулке -- без первых лиц музыкального государства, но не менее живописна по составу: здесь играют Григорий Жислин и Нина Коган, «Брамс-трио», Алим Бейсемаев (победитель конкурса «Щелкунчик-2008»), флейтовый «Сиринкс-квартет». При этом вся будущая фестивальная программа, в которой можно услышать не только участников гала, но и многих других, предназначена для московских залов. «Арт-ноябрь» всегда проходит в надлежащем месяце, буквально с 1-го по 30-е число и объединяет под шапкой проекта так много весьма разномастных концертных и выставочных событий, что концепция его не страдает излишней конкретностью и определенностью, а содержание насыщенно, плотно и ориентировано на действительно разные вкусы и опыт.

Скажем, демонстрация 28 ноября в ММДМ легендарного немого фильма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» (под живой аккомпанемент музыки для струнного квартета, фортепиано и трубы московского композитора, представительницы «романтического музыкального концептуализма» Ираиды Юсуповой), судя по всему, должна собрать другую публику, нежели вечера редкого в Москве санкт-петербургского пианиста Петра Лаула, пианиста Даниэля Проппера с виолончелистом Сергеем Суворовым, скрипача Графа Муржи с пианистом Александром Бондурянским, модного струнного квартета с немодным названием «Новый русский квартет» (с участием Александра Галковского) или финальная программа фестиваля с Александром Князевым (виолончель) и Натальей Рубинштейн (фортепиано).

Возможны пересечения публики на концертах ансамбля Татьяны Гринденко Opus Post с Бахом и Телеманном (5 ноября, библиотека Боголюбова) и ансамбля The Pocket Symphony Назара Кожухаря (25 ноября, отремонтированный зал РАМ имени Гнесиных) тоже с Бахом и Телеманном, но еще и с Пахельбелем, Букстехуде, Бибером, Розенмюллером, Фашем и при участии Ханса Иоахимма Фусса (траверсфлейта, блокфлейта, шалюмо) и Дмитрия Зубова (клавесин).

Судя по замыслу, очень разную публику могла бы объединить главная и самая интригующая программа фестиваля -- три контратенора (Терри Барбер, США; Жорди Доменек, Испания; Андрей Немзер, Россия) в оммаже 350-летнему Генри Перселлу (с музыкой Перселла и премьерами вышеупомянутой Ираиды Юсуповой, а также Дмитрия Янова-Яновского и Георга Пелециса). Правда, пока еще точно не ясно, в каком именно виде и с какими исполнителями она состоится (17 ноября, Светлановский зал ММДМ).

Зато концерт знаменитого американского клезмер-ансамбля Klezmatics, в составе которого хотя и не значится легенда скрипичного искусства Ицхак Перлман, но который легко может переиграть тот состав с Перлманом, что месяц назад удивлял публику концертного зала на Рублевке, определенно не претерпит никаких изменений (19 ноября, Камерный зал ММДМ).

В расписании «Арт-ноября» еще несколько выставок, один театральный проект (Crazy-дивертисмент, что бы это ни значило, по «Запискам сумасшедшего» Гоголя театра-школы «ДекамеронЪ») и синтетическое действо по квартету «На конец времени» Мессиана (визуально-акустическая композиция). Так что в целом фестиваль представляет собой полотно большого художественного и стилистического разнообразия, что для проектов, тесно связанных с академической музыкой, в общем, редкость.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка