Время новостей
     N°200, 29 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2009
Курс на Мальту
После решения СКП сухогруз Arctic Sea получил надежду причалить к берегу
Сухогруз Arctic Sea, еще в августе освобожденный российским ВМФ из пиратского плена и с тех пор дрейфовавший в нейтральных водах, в ближайшие дни, как ожидается, все же сможет причалить к берегу. Принять его согласились власти Мальты, под флагом которой судно и ходит. Правда, на определенных условиях.

Произошло это после того, как СКП РФ объявил о снятии с сухогруза ареста, который Басманный суд Москвы наложил на него еще 26 августа. Во многом именно из-за неопределенного юридического статуса Arctic Sea власти Испании и Алжира ранее отказались принять его у себя. В результате российским военным пришлось буксировать судно от берегов Африки, где его освободили еще 17 августа, в Средиземное море, и там Arctic Sea простоял почти месяц. Теперь корабль формально возвращен владельцу, и договориться о его швартовке станет значительно проще.

Как сообщил вчера советник посла РФ на Мальте Андрей Филиппов, инспекция, в состав которой вошли представители различных ведомств этого государства, уже отбыла из Валетты и должна встретить сухогруз в нейтральных водах. Дипломат отметил, что проведение такой инспекции было одним из двух обязательных условий, выдвинутых мальтийской стороной для приема Arctic Sea. Еще одним условием было предоставление российской стороной декларации, в которой бы давались гарантии, что на сухогрузе нет запрещенных или тайных грузов и что оно не представляет опасности с точки зрения технического состояния и экологии.

«Эту декларацию мы передали мальтийской стороне еще в начале прошлой недели», -- сказал дипломат, добавив, что подход сухогруза к острову ожидается в четверг или пятницу. Г-н Филиппов также признался, что вопрос о процедуре передачи судна до конца пока не решен, но отметил, что мальтийская сторона не ставила на этот счет жестких условий. По мнению дипломата, военным морякам, которые сейчас помогают четырем членам экипажа управлять судном, вряд ли разрешат зайти в порт вместе с сухогрузом.

Сухогруз Arctic Sea через дочернюю фирму зарегистрирован на Мальте, но фактически принадлежит финской компании Solchart. Под управлением 15 российских моряков судно с грузом древесины 22 июля вышло из финского порта Пиетарсаари и 4 августа должно было прийти в алжирский порт Беджайя. Но по пути связь с судном пропала. Была организована международная поисковая операция, в результате которой Arctic Sea 17 августа был найден и освобожден сторожевым кораблем российского ВМФ «Ладный» у западных берегов Африки. Оказалось, что вскоре после выхода в рейс у берегов Швеции в Балтийском море к сухогрузу причалила надувная лодка, с которой на борт поднялись восемь человек с оружием. Они захватили судно, вывели из строя навигационную аппаратуру и повели сухогруз в сторону экватора.

После освобождения судна захватчики и 11 членов экипажа были доставлены в Москву, а капитана и трех членов команды вместе с группой военных моряков оставили на борту для «поддержания его жизнедеятельности». В сентябре представители СКП обыскали стоявший в открытом море корабль и заявили, что на нем нет запрещенного или тайного груза, о наличии которого писали мировые СМИ.

Несмотря на завершение следственных действий, с передачей сухогруза его владельцу возникли сложности. Сначала власти Испании отказались принимать Arctic Sea в порту Лас-Пальмас. Помимо неопределенного статуса судна представителей Испании смущало то, что на нем находятся российские военные, а также не решен вопрос, кто будет нести финансовые расходы, связанные с приемом корабля. После этого Arctic Sea на буксире направился в Средиземное море, где местом передачи судовладельцу была выбрана Беджайя -- первоначальный порт назначения. Однако власти Алжира по тем же причинам отказались принять сухогруз. В конце сентября сухогруз отбуксировали на якорную стоянку ВМФ в районе Гибралтара, где в ожидании решения о дальнейшей судьбе он простоял почти месяц. Лишь на прошлой неделе власти Мальты дали понять, что могут принять сухогруз, и на днях он направился к острову.

Данные посольства РФ на Мальте на днях подтвердили и местные морские власти. В их пресс-релизе говорится, что «судно будет допущено на Мальту, если его безопасность будет подтверждена таможней, департаментом общественной безопасности, агентством по судоходству и полицией». В нем также отмечается, что владелец судна должен будет послать на него новую команду. «Судно прибудет на Мальту для ремонта, который в основном затронет системы связи, а также для сертификации в соответствии с международными конвенциями, -- отмечается в пресс-релизе. -- Было достигнуто соглашение о том, что передача Arctic Sea судовладельцу произойдет за пределами территориальных вод Мальты».

Одновременно в судьбу сухогруза вновь вмешался и СКП, который после обысков долгое время о нем не вспоминал. «Для скорейшего решения вопроса о передаче судна мальтийской стороне СКП принял решение о снятии ареста, наложенного по ходатайству следствия. В ближайшие дни ожидается его передача мальтийской стороне», -- заявили вчера в СКП, пояснив, что это решение было принято по результатам совещания в МИДе с участием представителей Мальты.

Пока неясно, когда именно судно подойдет к территориальным водам острова и как много времени займет его осмотр и урегулирование всех формальностей. «По имеющейся у нас информации, ситуация вокруг Arctic Sea сдвинулась с мертвой точки. Запасной экипаж в Архангельске готов вылететь на Мальту», -- сообщили вчера представитель Solchart. «Говорить о точной дате прибытия сухогруза трудно, поскольку он идет на буксире. Ожидается, что он достигнет мальтийских берегов к 30--31 октября, -- сообщил вчера источник в российских военно-дипломатических кругах. -- Если судно все-таки не удастся передать Мальте, то его придется отправить в Новороссийск».

Анатолий КАРАВАЕВ