Время новостей
     N°200, 29 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2009
Чувство задолженности
Готовится система государственного страхования зарплат
В ближайшее время Государственная дума намерена рассмотреть пакет законопроектов, которые разрешат субъектам федерации погашать долги коммерческих предприятий по зарплате за счет региональных бюджетов. Правда, реализовать предлагаемые меры на практике будет непросто.

Инициатором внесения в Бюджетный кодекс поправок, разрешающих региональным властям выделять деньги на погашение зарплат работникам испытывающих трудности коммерческих предприятий, стала Калининградская областная дума. Инициативу своих земляков подкрепили председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров и его заместитель Андрей Голушко, предложившие также внести поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский обращает внимание, что сейчас региональные власти не могут помочь коммерческим предприятиям: «Это почти впрямую запрещено делать». Поправки в Бюджетный кодекс не только дадут областным администрациям такое право, но и предоставят возможность требовать от компаний обязательного возмещения понесенных региональным бюджетом расходов. В статью 134 закона «О несостоятельности (банкротстве)», определяющую очередность удовлетворения требований кредиторов, планируется добавить положение, согласно которому расходы органов государственной власти по погашению долгов по зарплатам идущих к банкротству компаний возмещаются вне очереди. Сейчас долги по оплате труда работников удовлетворяются во вторую очередь.

В пояснительных записках к законопроектам необходимость принятия поправок объясняется желанием «уменьшить негативные процессы, связанные с массовой невыплатой заработной платы в крупных организациях». Задержка зарплаты свыше двух месяцев является уголовно наказуемым преступлением. Но авторы проекта обращают внимание: «Привлечение к уголовной ответственности руководителя организации не решает проблему невыполнения обязательств организации по выплате выходных пособий и оплате труда работников». Процедура банкротства также может продолжаться много месяцев. Все это время работники остаются без зарплат. Инициаторы поправок ссылаются на ратифицированную Россией Европейскую социальную хартию и Конвенцию Международной организации труда №95 относительно защиты заработной платы, которые прямо требуют, чтобы работники подвергающихся процедуре банкротства предприятий получали заработную плату в первую очередь.

«У регионов должно быть исключительное право вмешиваться в критических ситуации в деятельность предприятий, -- уверен Виктор Плескачевский. -- В первую очередь когда есть риск, что у тебя появится две-три тысячи дополнительных безработных. Это зона ответственности регионов». «Нужно найти возможность, пусть даже не вполне в соответствии с рыночной логикой, потратить часть бюджетных средств, чтобы не получить проблему другого масштаба», -- считает глава думского комитета. «Проблемы в регионах по задолженности по заработной плате действительно есть, -- соглашается советник Института современного развития Никита Масленников. -- Экономики двух третей регионов показывают либо падение, либо стагнацию. Поэтому проблема купирования социальных неувязок весьма актуальна. Для тактической расшивки в режиме пожаротушения наличие предусмотренной законопроектом возможности, наверное, необходимо».

Порядок предоставления бюджетных средств компаниям будут устанавливать сами региональные власти. Соответствующее право авторы законопроекта предлагают добавить в перечень бюджетных полномочий субъектов федерации. В проекте закона говорится только о том, что претендовать на выплату из бюджета смогут работники, трудившиеся на предприятии более двух месяцев. Виктор Плескачевский считает, что «регион сам определит механизм выделения средств на эти цели, не обязательно в эти процессы вмешиваться федерации». Он предполагает, что, возможно, будет установлен «верхний предел выплачиваемых зарплат: не более чем такая-то сумма в одни руки; могут быть ограничения по персоналу: всем за исключением руководителей такого-то уровня». На местном уровне могут быть установлены и критерии, по которым будут выбираться предприятия, работникам которых будет оказываться поддержка из бюджета. «Это могут быть, например, стратегические, градообразующие предприятия», -- предполагает г-н Плескачевский. Он уверен, что в любом случае «решение должно приниматься не единолично губернатором или мэром, а с участием представительных органов и при обязательном контроле со стороны счетных палат».

При этом Виктор Плескачевский не видит «возможностей для больших злоупотреблений» при реализации новаций на практике. «Полагаю, что региональным властям придется отвечать перед избирателями, перед счетными палатами, перед своим представительным органом», -- уверен депутат. Он также не думает, что законом могут воспользоваться недобросовестные бизнесмены, чтобы переложить груз ответственности перед своими работниками на государство. Плескачевский напоминает, что «выплаты зарплаты из региональных бюджетов будут осуществляться в ситуациях, когда предприятие находится в процессе банкротства, а прежний менеджмент уже отстранен от принятия конкретных решений».

Юрист судебной практики компании Magisters Елена Макарова уверена в позитивном влиянии предлагаемых поправок на судьбу испытывающих трудности предприятий. «Сейчас работники, зная, что их предприятие в скором времени может быть признано банкротом, должны работать без гарантии оплаты их труда. С одной стороны, это просто несправедливо, -- считает юрист. -- С другой стороны, возникает риск того, что работники будут увольняться, делая невозможным дальнейшее восстановление работы покидаемой организации, которая, возможно, имеет стратегическое значение для региона».

Но эксперт обращает внимание на высокую вероятность того, что выделенные из бюджета деньги могут достаться прежде всего топ-менеджерам. «Скорее всего, пойдут по самому простому пути: установят предел, скажем, в три минимальные зарплаты, -- полагает в связи с этим управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. -- Это проще, чем понять, кто сколько реально получал и кому сколько надо заплатить». По его мнению, основная проблема будет связана с достоверностью сведений, которые будут предоставляться компаниями. Кроме того, он предполагает, что «выплачивать деньги работникам придется, скорее всего, напрямую из бюджета, чтобы не допустить использования этих средств на другие цели».

Законопроекты стояли в плане Госдумы на 22 октября, но их рассмотрение было отложено по просьбе главы комитета по собственности Виктора Плескачевского. Теперь рассмотрение законопроектов в первом чтении намечено на 3 ноября. Однако в пресс-службе Министерства финансов "Времени новостей" заявили, что поправки в Бюджетный кодекс к ним пока не поступали, а отзыв на поправки в закон «О банкротстве» только готовится.

Правда, во вторник на встрече с губернатором Калининградской области Георгием Боосом премьер-министр Владимир Путин фактически поставил под сомнение необходимость предлагаемых поправок в Бюджетный кодекс. При обсуждении ситуации вокруг находящейся в процессе банкротства местной авиакомпании «КД-Авиа» г-н Боос сослался было на вышеупомянутые законопроекты. Но Владимир Путин предложил губернатору действовать более оперативно. «Оказать людям поддержку, в полном объеме покрывающую всю задолженность по заработной плате, вы можете в соответствии с действующим законодательством, ничего менять не надо, не нужно ждать изменений федеральных законов, -- считает премьер. -- Просто окажите людям материальную помощь. Эти деньги у вас есть».

Андрей СУСАРОВ