|
|
N°200, 29 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Муниципалитеты не знают, чем владеют
Минэкономразвития ищет способы эффективного пользования землей
Максимально эффективно использовать земли, находящиеся в ведении муниципалитетов, мешают пробелы в законодательстве, проблемы разграничения прав собственности на земельные участки и вопросы, связанные с земельными и градостроительными полномочиями. Часто местные власти просто не знают, что есть на вверенной им территории и что кому принадлежит. Таковы были общие выводы, сделанные вчера в ходе прошедшего в Совете Федерации «круглого стола» на тему «Проблемы управления земельными ресурсами на территориях муниципальных образований».
Открывая заседание, председатель комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук отметил, что в кризис проблемы управления земельными ресурсами обострились. Особенно в той части, в которой они касаются жилищного строительства. «В сентябре ввод жилья составил в среднем 99,4%, по сравнению с 2008-м вроде неплохо, но 70% этого жилья начато в 2006--2007 годах, а задела на 2010-й нет, -- отметил он. -- Есть столичные города, которые за текущий год не выдали ни одного разрешения на строительство. Их просто никто не просил».
Зампред комитета Госдумы Василий Тарасюк напомнил, что с 1 января 2010 года вступает в полную силу 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в рамках реализации которого должны быть подготовлены схемы территориального планирования всех 24 тыс. муниципальных образований страны. В то же время темпы подготовки схем пока оставляют желать лучшего. «В 2008 году было утверждено 237 схем терпланирования муниципальных районов, 235 генпланов городов, 343 схемы поселений в границах населенных пунктов», -- перечислил г-н Тарасюк. Естественно, отсутствие схем мешает эффективному развитию территорий.
Однако звездой дня стал Михаил Бочаров, замдиректора департамента недвижимости Минэкономразвития, который в своем выступлении отметил целый ряд инициатив и предложений, накопившихся у ведомства. Он выделил «болевые точки, работа над которыми при наименьших затратах даст наибольшие результаты». В качестве первой такой точки г-н Бочаров назвал неясность разграничения землепользовательских полномочий между органами местного самоуправления поселенческого уровня и уровня муниципального района. В частности, на сегодняшний день четко не определено, какие именно органы готовят акт выбора земельного участка и предварительное согласование объекта, осуществляют перевод земель из одной категории в другую, в том числе и когда речь идет о землях сельхозназначения. Не определено и то, в полномочия муниципальных образований какого вида входит формирование земельных участков под многоквартирными домами. «Есть законопроект, он давно ходит по Думе, и мы его поддерживали, -- напомнил г-н Бочаров. -- Идея, которая в нем закреплена, кажется здравой: пусть каждый субъект федерации сам решит, на каком уровне местное самоуправление готово решать те или иные вопросы, отнесенные законом к его компетенции».
Чтобы решить проблемы с подготовкой схем территориального планирования, муниципалитетам может быть оказана государственная помощь. Это и есть вторая «болевая точка»: пока помощь явно недостаточна. «Например, государство могло бы помочь с единой картографической основой, затраты на которую составляют 60% всей стоимости подготовки документов для схем территориального планирования», -- предположил Михаил Бочаров. Правда, он тут же признал, что такой основы «нет в готовом виде и у самого государства».
Также замдиректора департамента считает, что есть возможность упростить порядок согласования документов по территориальному планированию. Г-н Бочаров хотел бы также, чтобы появилась «четкая норма: где и какой документ регламентирует разрешенное использование земельных участков». В совершенствовании нуждается порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также порядок их предоставления для размещения линейных объектов (например, трубопроводов или линий электропередачи).
Для решения жилищного вопроса у г-на Бочарова есть предложение, связанное с малоэтажным строительством: «Предполагается создание кооперативов застройщиков по принципу советского времени: муниципалитет формирует списки нуждающихся, дает им документы для строительства и бесплатный земельный участок, на котором они сами строят жилой дом».
Главная же проблема, по словам Михаила Бочарова, в том, что «муниципалитет не всегда знает, какие у него земли в распоряжении, какие есть источники для роста, какими он активами располагает». Поэтому нужно как можно скорее наладить связь между службой регистрации и кадастра и муниципалитетами -- желательно в режиме реального времени. «Это требует огромных финансовых и организационных затрат, но это дело государства», -- подчеркнул он. Напомним, «Росреестр» (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) был создан указом Дмитрия Медведева лишь в декабре прошлого года. Это решение должно было завершить длившуюся несколько лет цепочку передач «Росрегистрации» и «Роскадастра» из одного ведомства в другое, однако в целом ряде регионов процесс не завершился до сих пор.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации, которые включают в себя указания на узкие места в действующем законодательстве об использовании земельных ресурсов. В частности, ставятся вопросы об уточнении ряда норм Земельного, Лесного, Градостроительного кодекса, законов «Об обороне» и «О закрытом административно-территориальном образовании». К слову, вчера вечером тема состояния земель и их использования дискутировалась и в Общественной палате. Комиссия по экономическому развитию и поддержке предпринимательства представила там доклад на эту тему и предложила обсудить, какой должна быть роль государства в развитии рынка земли, где найти деньги, чтобы не допустить ухудшения качества российских земельных ресурсов, и как стимулировать освоение неосвоенных территорий. К сожалению, пока эти вопросы остаются скорее риторическими.
Наталья РОЖКОВА