Время новостей
     N°200, 29 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2009
Кадет Джейн
Минобороны презентовало пансион благородных девиц
Сегодня в Воронеже пройдет совместное выездное заседание общественного совета при Министерстве обороны России и Центрального совета военного ведомства РФ по делам ветеранов. Тема -- военно-патриотическое воспитание молодежи. Прямо накануне воронежского мероприятия Главное управление воспитательной работы Минобороны устроило для его участников презентацию учебного заведения, где эта самая работа ведется на высоком уровне. Речь идет о московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».

Год назад это необычное учебное заведение расположилось на территории бывшего факультета военных дирижеров при Московской консерватории. Пансион был создан по решению министра обороны Анатолия Сердюкова в рамках реализации «Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года». Сюда принимают дочерей военных из отдаленных гарнизонов. Иногда из неполных и многодетных семей. Нередко это дочери погибших или участников боевых действий, награжденных государственными наградами.

Впервые в России специфически женское учебное заведение открылось в 1764 году -- это был Смольный институт благородных девиц. К военному ведомству он, правда, отношения не имел. Главным его принципом было воспитание «в красоте и радости», и учились там лишь дочери дворян. В нынешнем пансионе, который явно хочет равняться на Смольный, как уверяют преподаватели, нет даже ни одной генеральской дочки. С некоторой натяжкой можно назвать лишь одно исключение: дочь безмужней сотрудницы центрального аппарата Минобороны. За обеденным столом, где гостей рассадили вперемежку с воспитанницами, моими соседками оказались две девочки-девятиклассницы. Одна из авиационного гарнизона на Кольском полуострове, другая -- с полигона Ключи на Камчатке. У первой папа -- офицер в не очень высоком звании, у второй и вовсе старший прапорщик.

Первый набор в женский кадетский корпус прошел в 2008 году. Набрали 180 человек в 7 - 9-е классы. В этом году набрали еще 140 воспитанниц в 5 - 7-е. Всего пансион рассчитан на 840 человек, что, конечно, делает возможность поступить сюда исключительной для десятков тысяч девочек из российских гарнизонов. Но и качество образования здесь существенно выше, чем в обычной школе. Помимо обязательной программы здесь есть три иностранных языка (английский, немецкий, французский) и четвертый по желанию, занятия танцами, художественное и музыкальное образование, вокальное искусство, искусство живописи, основы графического дизайна, станковой композиции, скульптурной пластики -- перечень неполный. В списке спортивных дисциплин -- волейбол, баскетбол, бадминтон, плавание, настольный теннис, фехтование, фигурное катание, конный спорт, лыжи, самбо, бильярд, спортивная гимнастика, легкая атлетика. Кроме того, есть школы стиля, этикета и журналистики. И даже внутренняя телерадиостудия.

Чтобы воспитанницам было проще справляться с нагрузкой, при поступлении каждой их них вручается персональный ноутбук. А чтобы соответствовать внешне многочисленным видам занятий, каждая из девочек имеет, как здесь выражаются, 76 элементов одежды, из которых составляется ансамбль на каждый случай.

О Смольном институте Екатерина II писала Вольтеру так: "Мы очень далеки от мысли образовать из них монашек. Мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме". Нынешних «смолянок» воспитывают примерно в том же духе. А Екатерина Великая отнесена в синодике пансиона к великим женщинам России, примеру которых должно следовать. В чем именно, правда, не уточняется.

У пансиона есть знамя и эмблема. Как и положено военной организации, пансион живет по уставу -- не только воинскому, но и своему собственному внутреннему. В уставе, правда, сказано, что одна из целей пансиона -- подготовка к поступлению в вузы, в том числе военные, хотя и необязательно.

Еще одна цель -- воспитание у девочек «чувства патриотизма, формирование и развитие чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, любви к военной службе». В уставе говорится и про развитие высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. Достижению этих целей отдается немало сил. Но это не мешает воспитанницам задумываться над сложными вопросами, которые они задавали, общаясь с гостями: «Служба в армии -- это призвание или профессия? Обязанность или почет? Как поднять престиж службы? Насколько свободен человек выбирать, идти в армию или нет?»

По уставу деятельность пансиона основывается на принципах демократии, приоритета общечеловеческих ценностей и гражданственности. Председатель общественного совета при Министерстве обороны Никита Михалков этот устав, видимо, не читал и потому горячо отстаивал другую позицию: у офицера (подразумевалось, что воспитанницы пансиона -- либо будущие офицеры, либо жены офицеров) не должно быть общечеловеческих ценностей, а только национальные, государственные.

Г-н Михалков разошелся с уставом еще в одном. Устав пансиона запрещает «деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций». А режиссер начал с вопроса: «А храм у вас есть?» Оказалось, нет. Никита Сергеевич очень удивился: как же без этого достичь нравственности? Дружески приобняв режиссера, начальник Главного управления воспитательной работы генерал Башлаков примирительно сказал: «Учтем ваши замечания». Успокоенный Никита Сергеевич пообещал: «Найдем средства, построим храм».

Этот широкий жест не спас режиссера от упрека за не по-военному фривольную форму одежды, в которой он явился на встречу с воспитанницами -- в легкой курточке, поверх которой был замысловато накинут шерстяной свитер. Слова укора вполголоса произнесла сотрудница, похожая на классную даму.

Устав пансиона перекликается с военным, воспитанниц содержат в строгости. Они обязаны "упорно и настойчиво овладевать знаниями, быть дисциплинированными, честными и правдивыми, добросовестно выполнять нормы поведения в обществе, соблюдать внутренний порядок, беречь государственное имущество, не допускать самим и удерживать других воспитанниц от недостойных поступков, быть нетерпимыми к нарушениям дисциплины, строго выполнять правила личной гигиены". За аккуратное исполнение правил девочек поощряют ценными подарками или даже денежной премией, могут снять ранее наложенное взыскание, дать преимущественное право участия в культурно-развлекательных мероприятиях и даже представить к награде. За нарушения наказывают: три опоздания на занятия без уважительных причин приравниваются к одному пропуску. А три пропуска без уважительных причин -- основание к отчислению.

Любые финансовые отношения между воспитанницами запрещены, но родители обязаны возместить материальный ущерб, если таковой случится по вине их дочери. Совсем уж исключительные случаи драк и матерной ругани должны рассматриваться на дисциплинарной комиссии, а если и это не поможет, тоже следует исключение. А быть исключенными девочки, приехавшие в столицу из медвежьих углов, явно не хотят.

Родители, чтобы повидаться с чадом, должны за три дня согласовать свой визит с администрацией пансиона. Чтобы забрать воспитанницу за пределы территории, надо писать заявление. "Увольнение" возможно не чаще раза в месяц. Зато девочку могут отпустить и по доверенности, которую родители выписывают своим знакомым-москвичам.

На территории чужие не ходят. На контрольно-пропускных пунктах круглосуточно дежурит охрана, ведется видеонаблюдение. У каждой воспитанницы специальная магнитная карта и именной бейджик. Свободны девочки лишь во время месячного отпуска зимой и такого же летом. На тридцать летних дней их обязательно вывозят на Черное море.

Можно не соглашаться со словами г-на Михалкова о том, что стремление современных девушек походить на Ксению Собчак -- это угроза безопасности страны, но мода на девичьи «кадетки» в России явно крепнет. В нынешнем году проведен набор дочерей военнослужащих в 7-й класс Екатеринбургского суворовского военного училища, в 7-е и 8-е классы Московского суворовского и Нахимовского военно-морского училищ. Тем временем первый начальник пансиона Тамара Францова стала первой в истории вооруженных сил СССР и России женщиной -- начальником управления военного образования Главного управления кадров Минобороны.

...Из всех гостей мягко оппонировал идее спецшкол для российских "солдат Джейн" лишь Леонид Якубович, тоже член общественного совета Минобороны. «Женщина на войне -- это противоестественно, -- сказал он. -- Как и в мирных гарнизонах».

Николай ПОРОСКОВ