|
|
N°104, 17 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни с юга, ни с севера
Пробраться в Европу все сложнее
Пиренейский полуостров -- южные ворота Европы, и проблема иммиграции в высшей степени актуальна для Мадрида и Лиссабона. Поэтому испанскому премьеру Хосе Мариа Аснару, посетившему Португалию в преддверии севильского саммита ЕС, нетрудно было найти общий язык с португальским коллегой Дурао Баррозу. Тем более что впервые после падения в середине 70-х годов диктаторских режимов Салазара и Франко у власти в обеих странах Пиренейского полуострова одновременно находятся правые. Хосе Мариа Аснар, который 1 июля сдает штурвал ЕС датскому премьеру Андерсу Фогу Расмуссену, стремится к тому, чтобы испанское председательство осталось в истории как время принятия важных решений по самой острой на сегодняшний день проблеме Единой Европы. В Севилье Аснар намерен предложить целую серию мер: директиву о беженцах, план совместных действий против «мафий, которые организуют и контролируют потоки нелегальных иммигрантов», более эффективный контроль на внешних границах ЕС, а также более тесное сотрудничество с теми странами, откуда идет основной приток нелегалов.
Дурао Баррозу целиком поддержал предложения руководителя Испании, тем более что «Португалия уже действует по установлению контроля над иммиграцией». И даже процитировал лозунг кампании, развернутой правоцентристским правительством: «Строгий контроль за въездом, но более теплый прием иммигрантов». Понятно, что в жизнь начинает претворяться только первая часть лозунга. В 2001 году Испанию и Португалию практически захлестнула лавина иммиграции. Испанская пресса пишет о «1,5 миллиона легальных иммигрантов и около 3 миллионах нелегальных». Причем главный поток идет из стран Северной Африки. В этой связи 6 июня в Мадриде объявили о целом ряде мер с целью «резко сократить число иммигрантов в стране». Так, предполагается аннулировать положение, по которому все прожившие в Испании пять лет нелегальные иммигранты автоматически становятся «легальными».
В Португалии за 12 месяцев прошлого года разрешение на работу и временное пребывание в стране получили 126 тысяч иностранцев. Общее же число иностранцев, легально проживающих в стране с десятимиллионным населением, превысило 335 тысяч. По данным Службы иностранцев и границ (СИГ), на 17 марта этого года она легализовала пребывание и работу в стране более 63 тысяч украинцев, 32 тысяч бразильцев, 12 тысяч молдаван, 10 тысяч румын и 7 тысяч россиян. Интересно, что «иммиграция с Востока и из Бразилии» отодвинула на второй план традиционную иммиграцию из бывших португальских колоний в Африке. Данные СИГ не учитывают число нелегальных иммигрантов в Португалии, приток которых постоянно растет. Местная пресса уже пугает обывателя сомнительной информацией о «300 тысячах нелегальных иммигрантов в стране».
В этой связи правоцентристское правительство готовится ввести самые жесткие ограничения на въезд иммигрантов в страну. Так, 6 июня министр внутренних дел Фигейреду Лопеш заявил, что «будет отказано в легализации всем тем, кто нелегально въехал в страну после 30 ноября 2001 года». По просочившимся из правительственных источников данным, сейчас готовится введение «квоты на иммиграцию», которая будет пересматриваться каждые два года «в зависимости от потребности в рабочей силе». На 2002 год, например, она составит всего 25--30 тысяч человек.
Более того, начиная с этого года легальная иммиграция будет осуществляться только через португальские консульства, где кандидаты в иммигранты «смогут ознакомиться с потребностями в рабочей силе и условиями работы, и будут выезжать только в тот район, где им предоставляется работа». И лишь после десяти лет работы и проживания в Португалии они получат право на постоянное жительство в стране. Однако все эти меры, уже объявленные правительством Дурао Баррозу в рамках нового «Национального плана иммиграции», еще должны быть одобрены парламентом и только тогда обретут форму закона.
Власти северной Дании, которая будет председателем ЕС во второй половине 2002 года, все более ужесточают правила, дающие иностранцам возможность поселиться в стране на законных основаниях. После победы на парламентских выборах правых сил в сентябре прошлого года правительство выдвинуло ряд предложений, направленных на сокращение притока иностранцев. Главная цель -- отделить «истинных беженцев», которые действительно подвергаются преследованиям дома, от остальной братии, блуждающей по Европе в поисках счастья. До минимума сократился срок рассмотрения заявлений. Просителей убежища, уличенных в краже и других преступлениях (а это в основном выходцы из бывшего соцлагеря), сажают за решетку и почти сразу выдворяют. Прибывших без документов также размещают за колючей проволокой до выяснения личности. Из Дании искатели убежища устремляются в соседнюю Норвегию, о щедрости которой гуляют восторженные рассказы. При этом не все знают о Дублинской конвенции 1990 года, по которой заявление на получение убежища рассматривается исключительно в первой стране прибытия в шенгенскую зону.
Последние шаги Копенгагена застали врасплох даже своих, скандинавов. Недавно объявленные меры не только охватывают контингент беженцев и переселенцев из бывшего СССР, Ближнего Востока и Африки, но и вторгаются в личную жизнь самих датчан. Речь идет о разделе иммиграционной политики, более известной как воссоединение семей. Ведь уже более полувека на севере Европы действует «паспортный союз», и никаких ограничений на передвижение и поселение внутри его для граждан скандинавских стран давно нет. Теперь же и норвежцам, и шведам, и исландцам, и финнам придется влезть в шкуру выходца из других частей света. Правила, разработанные в Копенгагене, требуют от датского гражданина приличной жилплощади, 50 тысяч крон в банке и работы хотя бы на год, если он пожелает поселиться со своей половиной в Дании. Данное положение касается всех наций без исключения. Особенно туго придется американцам. Оути Ояла, президент Совета северных стран, считает такое положение неприемлемым. «Это противоречит всем ранее достигнутым договоренностям о свободе передвижения между северными странами», -- подчеркивает он.
Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон, Петр РОСИЧ, Осло