|
|
N°199, 28 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сядут не все
ФАС не справится с «алчными монополистами» без уголовных наказаний
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена решительно отстаивать необходимость сохранения уголовного наказания за противодействие свободной конкуренции. Руководители службы считают, что было бы неплохо посадить для острастки нескольких бизнесменов на небольшие сроки, но при этом готовы искать компромисс по процедуре привлечения к такой ответственности. Глава ФАС Игорь Артемьев заверяет, что честный бизнес от действий его ведомства не пострадает. Проигравшими же будут те, кто привык под административным прикрытием диктовать свою волю на рынке, -- ведущие отечественные нефтяные компании.
Вчера ФАС объявила, что определила размер штрафов для крупнейшей отечественной нефтяной компании -- «Роснефти». Он станет самым большим в истории деятельности антимонопольного ведомства -- 5,28 млрд руб. Как сообщают в ФАС, «Роснефть» признана виновной в нарушении ч. 1 статьи 10 закона о защите конкуренции. Нефтяной компании вменяется в вину «злоупотребление доминирующим положением на рынке» в первом полугодии. В самой «Роснефти» заявили, что действуют «исключительно в соответствии с законодательством».
Для «Роснефти» и других нефтяных компаний это уже не первый многомиллиардный спор с антимонопольным ведомством. В прошлом году ФАС штрафовала ТНК-ВР, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» за аналогичные нарушения. Правда, тогда ущерб от действий компаний в службе оценили гораздо меньше -- в общей сложности в 5 млрд руб. Повторные обвинения ФАС выдвинула против них и в начале года: «Газпром нефть» была оштрафована на 4,2 млрд руб., а ТНК-ВР -- на 4,7 млрд руб. Размер претензий к ЛУКОЙЛу должны определить в конце ноября.
В ФАС пока обещают не делать снисхождения компаниям, которые совсем недавно объявили о готовности начать «перезагрузку» отношений на рынке нефтепродуктов. Г-н Артемьев заявил, что со следующего года нефтяники будут продавать на биржах 15% производимого топлива, что сделает систему ценообразования максимально прозрачной. «Мы хотим, чтобы в России появились нормальные биржевые торги нефтепродуктами, формировалась справедливая конкурентная цена», -- сказал вчера г-н Артемьев. Нефтяные компании, которые раньше предпочитали работать по прямым контрактам, теперь, похоже, действительно готовы увеличить долю биржевых продаж. Например, ТНК-ВР уже в этом году собирается реализовывать таким образом 15% своего топлива. «Нефтяные компании действительно готовы пересмотреть условия продаж нефтепродуктов и существенно увеличить объемы реализации их на бирже, чего мы так добивались. Нарушения закона нефтяниками мы уже доказали, но в будущем не исключаю, что такой шаг будет оценен, в том числе при определении размера претензий», -- рассказал «Времени новостей» источник в службе.
Правительство в свою очередь также готово пойти навстречу нефтяникам. На прошлой неделе, оценив вклад ТНК-ВР в развитие системы продаж нефтепродуктов на бирже, в офисе компании провел совещание вице-премьер Игорь Сечин. Г-н Сечин поручил проработать вопрос об увеличении доли биржевых продаж. При этом было решено подключить нефтяные компании и Минэкономики к решению такого спорного вопроса, как оптимальная формула рыночного ценообразования нефтепродуктов.
Игорь Артемьев на устроенном вчера Ассоциацией европейского бизнеса брифинге фактически ответил на претензии к его ведомству представителей крупного бизнеса, высказанные на недавней встрече руководителей РСПП с президентом Дмитрием Медведевым. Тогда наибольшей критике предпринимателей подверглась вступающая 30 октября в силу часть второго антимонопольного пакета поправок в законодательство, которая предусматривает для менеджеров компаний уголовную ответственность, в частности по ст. 178 УК «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Глава государства признался, что «в какой-то момент количество людей, которые активно начали возражать против его (второго антимонопольного пакета. -- Ред.) принятия, превысило все возможные пределы». И пообещал: «Это не значит, что то, что мы приняли, -- это абсолютно оптимальная схема». Президент даже обнадежил бизнесменов поручением «правительству и своей администрации посмотреть достаточность формулировок антимонопольного законодательства, в том числе на коррупционный элемент в широком смысле этого слова».
Игорь Артемьев заверил, что его ведомство к ревизии готово. «Мы часто выступаем борцами с коррупцией, так что давно заслужили, чтобы нас самих проверили только за одни эти выступления», -- заявил глава ФАС. Он согласился еще раз обсудить с бизнесом механизм привлечения к уголовной ответственности менеджеров компаний. «У нас нет задачи сделать бизнесу плохо. Мы искренне не хотим излишнего государственного вмешательства в экономику», -- заверил г-н Артемьев и обратил внимание, что за все пять лет, которые он руководит ФАС, «не было ни одного случая маски-шоу, хотя мы и в эти годы имели право привлекать и правоохранительные органы, и ОМОН».
По его словам, сейчас готовится совместный приказ ФАС и МВД о механизме обмена документами при возбуждении уголовных дел по статье 178 УК. Процедура должна быть предельно прозрачной, решения приниматься коллегиально. В частности, при определении монопольно высокой цены ФАС намерена полностью отказаться от применявшегося ранее затратного метода формирования цены в пользу метода сравнения цен на сопоставимых рынках. Правда, г-н Артемьев признался, что определить границу, за которой наступает правонарушение, можно будет только на основании судебной практики или по итогам анализа поведения конкретных компаний на рынке, сделанного его службой. «ФАС не имеет права издавать нормативные акты, но она намерена давать разъяснения, когда наступает такое событие», -- заявил Игорь Артемьев.
Руководитель ФАС согласен, что ключевым вопросом для бизнеса является то, как будут проводиться проверки. «Мы не имеем права и не будем заниматься оперативно-розыскной деятельностью, -- заверил г-н Артемьев. -- Силовая компонента очень сильно мешает развиваться бизнесу в нашей стране. Значит, для будущих уголовных дел мы не сможем сделать ничего, кроме экономического анализа и определения факта нарушения, а доказательную базу будут собирать органы МВД и прокуратуры». Но в то же время силовые органы не смогут самостоятельно возбуждать антимонопольные дела без предварительной квалификации антимонопольных органов по факту правонарушения. Глава ФАС обратил внимание, что все решения антимонопольных органов могут быть оспорены в суде, а с момента подачи таких заявлений решения антимонопольных органов приостанавливают свое действие. Игорь Артемьев несколько раз оговорился, что именно такой была задумка авторов второго антимонопольного пакета. «Но если какие-то сомнения в этой части есть, давайте закон исправим, сделаем ситуацию еще более определенной», -- согласился на компромисс глава ФАС.
Но полностью отказываться от своих инициатив г-н Артемьев не намерен. «Там, где, по нашему мнению, представителям бизнеса нужно отказать, мы будем убеждать президента сделать это», -- заверил глава антимонопольного ведомства. И обрушился на своих оппонентов: «Мы опасаемся, что из эгоистических соображений бизнес будет продвигать инициативы, которые вредны для другой части предпринимательского сообщества». По его словам, представление, что «антимонопольное законодательство становится все более и более опасным для бизнеса», является «идеологическим заблуждением». Не устраивают действия ФАС только «крупный бизнес, который привык, используя свое доминирующее положение на рынке или не допуская никого к инфраструктуре, действовать в сговоре с чиновниками с целью уничтожения конкурентов из малых и средних фирм». «В России есть определенный слой компаний, руководимых недобросовестным менеджментом, которые привыкли использовать монополизм в целях реализации своих корыстных задач. Мы хотим бороться прежде всего с такими алчными руководителями. Противостоять им другим способом, например административным ресурсом, неэффективно и неправильно», -- уверен Артемьев. «Такому бизнесу может быть нанесен серьезный ущерб, -- признал глава ФАС. -- Как правило, это монопольные структуры, которые раньше получили эту монополию из рук чиновников. Воспитание таких компаний у нас происходило долго и главным образом путем предоставления им государственных преференций». «Не удержусь, скажу своим коллегам в правительстве. Нет ничего более приятного, чем защищать монополию, то есть тех, кто обладает колоссальным ресурсом, у кого много денег. Наша работа противоположная -- защитить подавляющее большинство бизнеса от монополистов. В условиях потрясающего цинизма некоторых наших корпораций и многолетней привычки делать на рынках все, что угодно, их могут остановить только уголовные санкции, -- уверен глава ФАС. -- И излишне, наверное, говорить, что все это основано на коррупции и в государственном аппарате, и в самих компаниях».
По словам Артемьева, две трети второго антимонопольного пакета как раз и направлены на контроль деятельности государственных чиновников, которые мешают свободному предпринимательству. «Особенностью нашей страны является то, что больше половины нарушений в антимонопольной сфере осуществляет само государство, -- обращает внимание глава ФАС. -- Чиновники в России всегда были гораздо более защищены, чем компании». Но положение меняется. «Сегодня никого не удивляет, что мы ведем дела против десятков (обычно около пятидесяти) министерств, ведомств, губернаторов. Сейчас им грозит и штраф, и дисквалификация, и уголовное наказание», -- заявил г-н Артемьев.
Руководитель антимонопольного ведомства заверил, что ФАС будет очень осторожной в использовании уголовного преследования бизнесменов, но посадить нескольких из них намерена. «Наша цель по крупным делам, будь то ценовый сговор, сговор на торгах, случаи которого приобрели массовый характер, показать примеры таких санкций, чтобы остальные поняли, что риски очень большие. Мы не предполагаем длительные тюремные сроки», -- успокоил своих оппонентов г-н Артемьев. И после паузы добавил: «На первых порах».
Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Андрей СУСАРОВ