|
|
N°199, 28 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не просто большой, а громадный
В Москве открывается международный фестиваль мультфильмов
Третий Большой фестиваль мультфильмов открывается в Международный день анимации, 28 октября. В кинотеатре «Художественный» покажут фильм «Мэри и Макс» австралийца Адама Эллиота, того самого, что несколько лет назад получил «Оскара» за «Харви Крампета» -- почти житие полусумасшедшего пластилинового философа. Теперь Эллиот снял такое же смешное и странное, но еще более трогательное пластилиновое кино про переписку очкастой австралийской девочки Мэри с 44-летним американским аутистом Максом. Именно этот фильм, только что получивший главный приз на самом важном в мире фестивале анимации в Аннеси, и должен задать фестивалю верный тон. С одной стороны, «Мэри и Макс» чисто авторская анимация, снятая вручную, без больших студий, а с другой -- это очень открытое, зрительское кино, которое может понять и полюбить любой -- и эстет, и школьник.
Ну а после открытия фестиваль хлынет в московские кинотеатры, где будут крутить мультфильмы с утра до вечера 12 дней вплоть до 8 ноября. И без гида в этом море анимации разобраться невозможно.
Выставки
В Галерее на Солянке накануне фестиваля открылись сразу две выставки. Во-первых, экспозиция, посвященная завершению большого проекта «Колыбельные мира», где представлены рисунки и эскизы к фильму двадцати участвовавших в нем художников. Тут же можно будет посмотреть сами фильмы и даже полистать на компьютере кадры, чтобы понять, как в них делалось движение. Вторая экспозиция отдана режиссеру и художнику студии «Пилот» Андрею Кузнецову, который в Интернете существует как популярный персонаж akuaku. Более всего он знаменит своими пародийными лубками и глумливыми «Чебургенами», где герои мультфильма Романа Качанова попадают в ситуации из культового кино (вроде «Матрицы» или «Кинг-Конга») или перешедшей в разряд масскульта классической живописи, включая Дали или Крамского.
Детская программа
Поскольку большая часть фестиваля совпадает с днями школьных каникул, специальная детская программа тут очень кстати. Главное в ней -- это пять разделенных по возрастам подборок отечественных мультфильмов, снятых с конца 90-х и до сегодняшнего дня: есть одна программа для самых маленьких (с четырех-пяти лет), две -- с восьми лет и две с двенадцати (практически для взрослых, но без скучной для подростков метафизики). Как известно, детские фильмы у нас снимают все режиссеры, включая самых увенчанных наградами, так что тут будут и картины Ивана Максимова, и Михаила Алдашина, и Алексея Демина, и призовые сказки из «Горы самоцветов», и серии из «Колыбельных мира». В этот же детский блок входит и одна зарубежная программа (от восьми лет). Каждую из этих шести подборок будут крутить по много раз и в сети детских кинотеатров, разбросанных по окраинам Москвы, и на центральных площадках фестиваля -- в культурном центре «Актовый зал», в «Художественном» и «Пионере». Но специальной детской программой развлечения детей на БФМ не ограничатся. Подходящие детям подборки есть и в программном блоке «Фестивали», и в «Премьерах», и в «Архиве» не говоря уже о детских мастер-классах, о которых позже.
Полнометражные фильмы
Кроме «Мэри и Макса» на БФМ будет два полных метра, на афише они обозначены как «специальное событие». «Идиоты и ангелы» -- картина знаменитейшего американца Билла Плимптона, как всегда энергичная, почти агрессивная, с несколько циничным юмором, но и с неожиданной для этого режиссера сентиментальностью. Только представьте себе: у грубияна и жлоба неожиданно выросли крылья, и как он ни бился, ему пришлось-таки в конце концов стать приличным человеком. А второй полный метр -- бельгийско-французская «Паника в деревне», продолжение уморительного сериала с таким же названием, где самым абсурдным образом действуют маленькие игрушечки на подставках вроде солдатиков, из тех, что обычно продают в дополнение к железной дороге.
Премьеры
Тут в трех подборках только российские фильмы, зато самые свежие -- те, что сняты за последний год, а некоторые закончены буквально перед фестивалем. Есть те, что с весны уже взяли мешок призов, вроде «Солдатской песни» Елены Черновой из «Горы самоцветов», нежного чеховского «Очумелова» Алексея Демина, двух веселых серий из нового трехмерного сериала «Маша и медведь» с маленькой бандиткой Машенькой, ну и конечно, гомерически смешного сериала Log Jam Алексея Алексеева о трех лесных музыкантах, у которых на репетициях вечно что-то случается.
А есть и такие фильмы, которые почти никто еще не видел. Как, например, только начавшую ездить по фестивалям ностальгическую «Поездку к морю» Нины Бисяриной, рассказывающую, как девочка с бабушкой едут в поезде. Или только осенью законченный фильм Марии Муат «Непечальная история», неожиданно работающий с плоскими куклами, которые даже иногда кажутся нарисованными. Или пришедший прямо с монтажного стола дипломный проект «Собачья площадка» Леонида Шмелькова, ученика Ивана Максимова в школе-студии ШАР.
Победители
Пять подборок короткометражек, отобранных из тех, что взяли в прошлом, 2008 году призы на самых солидных мировых анимационных фестивалях. Главным образом тут мультфильмы зарубежные, зато и размах представленных стран впечатляет: от Австралии до Бразилии. В этом блоке программ есть и взявший последнего «Оскара» японский сентиментальный и живописный «Дом из маленьких кубиков» о воспоминаниях старика, и прелестная африканская сказка «Мышкин хвост», и движение сюрреалистических картин, нарисованных на итальянских городских стенах, -- «Трансформация», и парадоксальный французский фильм «Шизо», герой которого после падения метеорита очнулся «на расстоянии 91 см от себя самого», и трагически-кровавая история любви и ревности «Бензопила». В общем, много всего -- от самых отвязных и смешных анекдотов вроде трехмерной французской «Мама, я люблю тебя», где парень никак не может избавиться от заботливой мамаши, до эстетских и интеллектуальных упражнений, в том числе в самых редких анимационных техниках, как эстонский «Диалог», нарисованный прямо на пленке.
Страна
Если в прошлом году в фокусе БФМ была венгерская анимация, то в этом -- голландская. Начать с того, что покажут целых две подборки лучших голландских мультфильмов: с 1970 года и до 2001-го (тут и чудесные, оскаровские картины Борге Ринг, и один из самых любимых в мире фильмов последних лет «Отец и дочь»; он будет представлен вместе с другими прекрасными лентами снявшего его Михаэля Дюдока де Вита). А в программе от 2001 года до нынешнего дня совсем свежие знаменитости. Например, Данни де Вент с пронзительно узнаваемым «Уроком плаванья», взявшим на последнем фестивале «Крок» приз за лучший дебют. Кроме мастеров Голландию представляют студенты -- выпускники академии Сен-Жюст из Бреда. Впрочем, некоторые из этих фильмов уже прославились, как хорошо известный в Интернете «Ноутбук», где работа на компьютере с начала до конца остроумно нарисована в блокноте. Или стебно-кровавые «Звери», над которыми будут хохотать подростки.
В программе звезд анимации «Имена» Голландию представляет ретроспектива невероятно смешного рисовальщика и режиссера-парадоксалиста Пауля Дриссена, очень любящего работать с общеизвестными сказочными сюжетами. А еще одна голландская звезда -- провокатор и интеллектуал Геррит Ван Дейк сам приедет на фестиваль и даст несколько мастер-классов для профессионалов и любителей.
Имена
Раз уж речь зашла о программе «Имена», то надо сказать еще об одном ее участнике -- Россию в ней будет представлять Юрий Норштейн. На фестивале будет и его ретроспектива, включающая, в частности, две картины, по разным версиям названные «лучшими фильмами всех времен и народов», -- «Сказка сказок» и «Ежик в тумане». А еще мастер-класс, где Юрий Борисович покажет свои малоизвестные работы и расскажет о съемках гоголевской «Шинели». Причем покажет не только те первые 20 минут фильма, что любители анимации уже видели, но и совсем новые 3 минуты действия.
Школы
А в программе студенческой анимации кроме голландцев будет еще две российские подборки. Первая отдана москвичам -- выпускникам ВГИКа и школы-студии ШАР, а вторая -- курсовым и дипломным работам студентов из Питера и Екатеринбурга, где у нас традиционно сильная анимационная школа. Здесь немало совсем новых фильмов, но есть и те, что за последние пару лет собрали очень много наград на самых престижных мировых фестивалях, как, например, девичья история «Дочки-матери» Александры Лукиной из Москвы, резкая и остроумная притча о птице и птенце питерской выпускницы Марины Мошковой и трепетная сказка «Мышонок и лис» Ольги Черновой из Екатеринбурга.
Студии
Программный блок, представляющий лучшие мировые анимационные студии, в этом году выглядит ударно. От России в нем две подборки екатеринбургской «А-фильм», одной из лучших наших студий, где делают артхаусную анимацию, режиссеры которой всегда берут фестивальные призы (фильмы Валентина Ольшванга, Оксаны Черкасовой, Андрея Золотухина, Зои Киреевой). От Германии -- юбилейная программа, посвященная 20-летию студии «Фильм Бильдер» (в ней будут и ранние фильмы веселого Гила Алкабеца, и провокативные фантазии самого известного немецкого режиссера Андреаса Хюкаде). Ну а в центре -- две подборки картин французской студии «Фолимаж», мирового лидера среди артхаусных студий. Кстати, на ней, в специальной программе «Резиданс», приглашающей для работы талантливых режиссеров из других стран, снимали и российские постановщики: Константин Бронзит, Зоя Киреева и Юрий Черенков.
Фестивали
Тут представляют видные фестивали мира, у каждого из которых, как известно, своя специфика и свои предпочтения. От России единственный профессиональный смотр в нашей стране -- «Открытый фестиваль анимационного кино», который проходит ежегодно с 1996 года сначала в Тарусе, а в последние годы в Суздале. И на БФМ можно будет увидеть подборку из лучших фильмов самого первого, тарусского фестиваля 1996 года, где приз за режиссуру получил фильм Андрея Хржановского «Лев с седой бородой», а специальный приз «Прорыв» -- Юрий Норштейн за рекламу компании «Русский сахар». Зарубежные фестивали на этот раз представлены главным североамериканским смотром из канадской Оттавы. Представитель фестиваля специально привезет на БФМ две подборки лауреатов -- детскую и взрослую, в которой есть и российский фильм ныне живущего в США Игоря Ковалева.
Специальные программы
Их будет несколько. Одна -- юбилейная, «Гоголь в анимации», начнется с уникального французского фильма «Нос», снятого выходцем из России, гениальным режиссером, автором техники «игольчатой анимации» Александром Алексеевым.
Вторая программа посвящена прикладной анимации, и в ней две подборки (первая -- клипы, а вторая -- реклама, телезаставки, образовательные фильмы) относятся к нынешним, постперестроечным временам. Причем во второй части можно будет увидеть ролики, которые снимали самые знаменитые российские режиссеры: Юрий Норштейн, Александр Петров, Константин Бронзит, Александр Татарский и другие.
Архив
Российская часть «архива» продолжит тему заказной анимации агитационными, противопожарными и т.д. роликами советских времен. Зато зарубежную часть стоит смотреть не только фанатам анимации -- это ранние, 20--30-х годов фильмы Уолта Диснея, его легендарные «Пароходик Вилли», «Танец скелетов», «Три поросенка» и так далее, которые обожают дети.
Теперь несколько слов для тех, кто специально интересуется анимацией. В центре программы документальных фильмов -- картины о тех режиссерах, фильмы которых участвуют в фестивале: о Билле Плимптоне, Геррите Ван Дейке, Константине Бронзите, режиссерах студии «А-фильм» Валентине Ольшванге, Андрее Золотухине, Алексее Караеве. Кроме того, будет большой фильм о Федоре Хитруке, которому была посвящена программа «Имена» на прошлом БФМ. А кроме того, два фильма о пионерах анимации -- русском Александре Ширяеве и аргентинском Квирино Кристиани.
Впервые на фестивале начинается проект «Анимационный лекторий». И первым выступающим на нем станет Анатолий Прохоров, культуролог, один из создателей студии «Пилот», худрук студии «Петербург», выпускающей «Смешариков». Его выступление эффектно названо «Нобелевская лекция о детстве и его анимации».
Ну а мастер-классы есть не только взрослые (на старших рассчитаны встречи и разговоры с Юрием Норштейном и Герритом Ван Дейком), но и детские. Для маленьких -- встреча с режиссером-кукольником Марией Муат, где будет игра в съемку фильмов с настоящими куклами из знаменитых картин. А еще недельная «детская мастерская анимации», которую проведет Лиза Скворцова со своей режиссерской командой из проекта «Колыбельные мира» -- к концу недели дети снимут свой собственный фильм, который и покажут на закрытии фестиваля.
Закрытие
Надо сказать, что, поскольку БФМ позиционирует себя как фестиваль зрительский, а не профессиональный, призы, которые будут вручать на закрытии, тоже зрительские. На сеансах трех программ («Детская», «Премьеры» и «Победители») зрители отметят в анкетах лучшие фильмы. Так что создатели тех картин, которые получили больше всего голосов, увезут домой куклу Анимашу, специально сделанную художницей и актрисой Яной Есипович по рисунку Ивана Максимова с логотипа фестиваля.
Дина ГОДЕР