|
|
N°198, 27 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Справедливость обратного действия
В седьмую годовщину «Норд-Оста» Минюст пообещал жертвам терактов компенсацию на европейском уровне
В седьмую годовщину теракта в Театральном центре на Дубровке Минюст выступил с предложением повысить компенсацию жертвам террористов -- средний размер этих выплат должен приближаться к нормам, установленным Европейским судом по правам человека. «Компенсации в России должны если не полностью соответствовать практике ЕСПЧ, то по крайней мере к ней приближаться», -- заявил вчера министр юстиции Александр Коновалов.
Правда, конкретных цифр глава Минюста старался избегать. «Что касается размеров компенсации, здесь неприменимы математические формулы, каждый случай будет по-своему уникален и трагичен, поскольку сложно оценить моральные страдания», -- подчеркнул г-н Коновалов. Но вместе с тем, отметил глава Минюста, при определении объемов компенсации имеет смысл ориентироваться на практику Страсбургского суда, который в последнее время рассмотрел большое количество подобных дел, «в том числе по чеченской тематике». К примеру, 17 сентября ЕСПЧ вынес решение по искам трех жителей Чечни и Ингушетии. Согласно вердикту Страсбургского суда Россия должна выплатить 210 тыс. евро в качестве компенсации исчезновения и гибели родственников истцов. Впрочем, о конкретных суммах, присужденных страсбургскими судьями, г-н Коновалов не упоминал.
Закон о компенсации потерпевшим при террористических актах еще не готов, пояснил министр, сейчас первая редакция законопроекта, разработанная межведомственной комиссией во главе с Минюстом, отправлена на согласование «в ряд ведомств». Наиболее сложные согласования предстоят в Минфине, полагает г-н Коновалов. Министр особо подчеркнул, что принятие закона о компенсациях не следует рассматривать в качестве какого-то «национального фильтра на пути жалоб в Европейский суд». Напротив, позиция самого Страсбургского суда заключается в том, чтобы национальные суды решали вопросы, которые выносятся на рассмотрение ЕСПЧ, заметил он.
«Законопроект предусматривает выделение компенсации пострадавшим из федерального бюджета. Кроме того, предполагается, что закон в случае его принятия будет иметь обратное действие, т.е. распространяться на дела, рассмотренные до его принятия», -- сказал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» адвокат Игорь Трунов, представляющий в том числе интересы некоторых пострадавших в теракте на Дубровке. По мнению г-на Трунова, предложения, озвученные Минюстом, представляют собой некий компромисс между позицией Страсбургского суда и тем, что может предложить российское правосудие.
Впрочем, отмечает адвокат, государство не только не выплатило пострадавшим в теракте семилетней давности суммы, сопоставимые с теми, что присуждает к выплате Страсбургский суд, -- большинство жертв «Норд-Оста» и их родственников по-прежнему не получили никаких компенсаций. «80% потерпевших получили отказ в судах», -- подчеркивает г-н Трунов. Отвергнутые иски, по его словам, поступили в ЕСПЧ. Впрочем, определенный результат был достигнут и в рамках российского правосудия -- как сообщил адвокат, 19 детей, ставших сиротами после трагедии на Дубровке, получают пенсии в зависимости от зарплаты погибших родителей. Правда, серьезной компенсацией эти выплаты не назовешь -- они составляют от 240 до 8300 руб. Кроме того, по словам Игоря Трунова, жертвы теракта на Дубровке заявили несколько исков по поводу фактов мародерства со стороны правоохранительных органов. «Эти иски были удовлетворены лишь частично», -- констатировал адвокат. Сейчас пострадавшие добиваются через суд возмещения морального вреда -- так, по словам Трунова, сегодня очередные два иска из этой серии должны стать предметом рассмотрения в Мосгорсуде.
Комиссар Международной комиссии юристов Карина Москаленко, представляющая в Страсбургском суде интересы жертв «Норд-Оста» и теракта в Беслане, подчеркнула, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что размер компенсаций далеко не главный вопрос в череде тех, что волнуют ее подзащитных. «Проблема не в том, что размер компенсации был абсолютно неудовлетворительным, а в том, что мои доверители по «Норд-Осту», Беслану говорят об отсутствии моральных компенсаций, когда государство не желает надлежащим образом расследовать дела», -- уверена г-жа Москаленко. По мнению адвоката, российские власти должны сначала «признать ответственность за нарушение права на жизнь» и только потом устанавливать достойный размер компенсации пострадавшим от терактов.
Вчера в столице прошла панихида и концерт-реквием в память о погибших на Дубровке. Впрочем, люди начали стекаться сюда задолго до начала траурной церемонии -- уже ранним утром родные и близкие погибших и просто неравнодушные москвичи пришли на улицу Мельникова с цветами, портретами жертв теракта и зажженными свечами. Перед Театральным центром, где с 23 по 26 октября 2002 года террористы из банды Мовсара Бараева удерживали в заложниках 914 участников и зрителей мюзикла «Норд-Ост», было запущено в небо 130 белых воздушных шаров -- по числу погибших. После минуты молчания, вслед за которой был поименно озвучен список жертв террористов, солдаты роты почетного караула возложили цветы к памятному знаку, установленному на площади.
Михаил МОШКИН