Время новостей
     N°198, 27 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2009
«В России я не буду открыто критиковать израильское правительство»
Сегодня вечером в Москву прилетает глава израильской оппозиции Ципи Ливни. Завтра у нее запланирован обед с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Гостья обсудит вопросы ближневосточного урегулирования и ядерную проблему Ирана. Затронет она и еще одну тему: доклад комиссии ООН во главе с Ричардом Голдстоуном. Комиссия обвинила Израиль в военных преступлениях во время операции «Литой свинец», проводившейся в палестинском секторе Газа с декабря 2008-го по январь 2009 года. 25 октября израильский премьер Биньямин Нетаньяху сообщил, что правительство создаст специальную группу для анализа доклада. Израиль настаивает, что задачей операции в секторе Газа была защита граждан от обстрелов со стороны палестинских экстремистов.

В Израиле власть и оппозиция едины в своей критике доклада комиссии Голдстоуна. 51-летняя глава оппозиционной партии «Кадима» Ципи Ливни во время проведения военной операции «Литой свинец» возглавляла израильский МИД. Теперь она активно разъясняет на международной арене позицию страны по этому докладу. Накануне сегодняшнего визита в российскую столицу Ципи ЛИВНИ ответила на вопросы «Времени новостей».

-- Каковы цели вашего визита в Россию?

-- Мне важно поддерживать контакты с моими российскими коллегами, которые были налажены еще в те дни, когда я возглавляла МИД Израиля. Я намерена обсудить в Москве вопросы двусторонних отношений, а также проблемы, которые волнуют сегодня как Израиль, так и Россию...

-- Среди этих вопросов скорее всего будет иранская ядерная программа...

-- Да, этот вопрос будет затронут.

-- Россия собирается обогащать иранский уран на своей территории. Что это значит с точки зрения Израиля?

-- Я убеждена, что все международное сообщество, включая Россию, намерено не допустить превращения Ирана в ядерную державу. Между нашими странами в этом нет разногласий. Вопрос в том, какими методами мы можем этого добиться. Израилю очень важно не допустить обогащение урана на иранской территории. Мы не сомневаемся, что руководство Ирана стремится обладать ядерным оружием. Мы намерены рассматривать любое соглашение международного сообщества с Тегераном исходя из этого.

-- Глава МИД Франции Бернар Кушнер заявил в понедельник, что страны-посредники пытаются убедить Иран сотрудничать с международным сообществом. Такое сотрудничество призвано предотвратить удар израильской авиации по иранским ядерным объектам. Остается ли вероятным силовое решение этой проблемы?

-- Иранцы должны четко отдавать себе отчет в том, что международное сообщество не позволит им обладать ядерным оружием. В этом смысле нельзя исключать любого варианта развития событий. Позиция Тегерана должна основываться на понимании того, что есть и другие, не только дипломатические, способы решить эту проблему.

-- То есть вы не исключаете возможности военного удара по Ирану?

-- Мы не исключаем любого варианта развития событий, пока Иран не докажет, что есть другой путь решения проблемы его ядерной программы.

-- Израильская оппозиция, вы в том числе, не раз критиковали нынешнее правительство Израиля за отсутствие прогресса на переговорах с палестинцами. Сейчас переговоры заморожены, с кем вы предлагаете их возобновлять? С главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом? Но он не контролирует всю автономию, в секторе Газа его не признают лидером...

-- «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) в отличие от Махмуда Аббаса не выражает национальные палестинские интересы. ХАМАС не занимается созданием государства, он занимается террором, это часть его идеологии. Махмуд Аббас сегодня единственный палестинский лидер, способный привести к созданию независимого палестинского государства. Израильские и палестинские лидеры должны очень точно определить свои национальные интересы. Для нас это сильное еврейское государство, обеспечивающее безопасность своих граждан в соответствии с принципом «два государства для двух народов». Это не просто громкие слова, это залог нашего дальнейшего существования. Настоящим патриотом Израиля является тот, кто поддерживает этот принцип.

-- Совет по правам человека ООН проголосовал 16 октября в Женеве за передачу доклада Голдстоуна для рассмотрения в Совете Безопасности ООН. Есть ли в этом вина МИД Израиля, может, он провел недостаточную разъяснительную работу?

-- Совет ООН по правам человека намеренно занимается исключительно Израилем, закрывая глаза на другие проблемы в мире. Мы предвидели, каким будет его вердикт. МИД Израиля не ждал от этого органа объективной оценки палестино-израильского конфликта. Наш МИД занимает такую позицию всегда, независимо от того, кто его возглавляет (ныне пост министра занимает выходец из Молдавии Авигдор Либерман, израильские СМИ часто критикуют его за несоответствие должности. -- Ред.).

-- Израильский МИД в этом месяце даже создал отдел по борьбе с последствиями доклада комиссии Голдстоуна. Но не поздновато ли?

-- Этот вопрос находится вне политики, я не стану критиковать деятельность нашего МИДа. Сейчас правящая коалиция и оппозиция должны вместе предпринять усилия для того, чтобы не допустить судебных процессов в Европе против военнослужащих Армии обороны Израиля. Наши солдаты и впредь будут уничтожать террористов, которые прячутся за спинами мирных граждан. К сожалению, в этой войне невозможно избежать жертв среди гражданского населения. Мир должен понять, что главная задача армии -- защищать своих граждан от террористов. И если в ходе этого появляются жертвы среди гражданского населения, что ж, это очень печально, но иногда неизбежно.

-- Было ли решение премьера Нетаньяху сформировать группу по изучению доклада Голдстоуна уступкой давлению из-за рубежа?

-- Если такая проверка поможет снять вопрос комиссии Голдстоуна с повестки дня международного сообщества, значит, решение Нетаньяху было верным.

-- В этом месяце вы получили престижную премию американского Йельского университета за вашу «деятельность и подаренную людям надежду». Прежде эту премию среди израильтян получали лишь двое -- известный военачальник прошлых лет Моше Даян и нынешний президент Израиля, лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес. Вы были в шаге от того, чтобы стать премьером. Что ныне для вас значит быть главой оппозиции?

-- Сразу после того, как я приняла решение не присоединяться к правительству и возглавить оппозицию, я определила для себя некий этический кодекс, которого стараюсь придерживаться. Вне зависимости от того, кто возглавляет правительство, есть единство по ряду вопросов -- среди них иранская ядерная угроза и борьба с террористами ХАМАС. В отношении палестино-израильского процесса между мной и главой правительства есть разногласия, они известны. Но это не означает, что, находясь, к примеру, в России, я буду открыто критиковать израильское правительство. Находясь за границей, я представляю Израиль и защищаю то, что хорошо для моего народа.

Ципи Ливни -- юрист по образованию, она замужем, и у нее двое детей. С 1980 по 1984 год она была рядовым сотрудником израильской разведки Моссад, служила в Армии обороны Израиля в звании лейтенанта. Г-жа Ливни стала второй в истории Израиля женщиной, ставшей министром иностранных дел. Он занимала этот пост в 2006--2009 годах. Подобных высот в политической карьере первой добилась Голда Меир, которая возглавляла израильский МИД десять лет (1956--1966).

Впрочем, Голда Меир в 1969 году стала израильским премьером, а вот Ципи Ливни повторить этот успех пока не удалось. В сентябре 2008 года г-жа Ливни возглавила центристскую партию «Кадима», созданную в 2005 году легендарным израильским политиком Ариэлем Шароном. На выборах в феврале 2009 года ее партия набрала самое большое количество мест в кнессете -- 28 мандатов. Однако президент Израиля Шимон Перес счел, что Ципи Ливни не удастся сформировать правящую коалицию, и поручил формирование правительства Биньямину Нетаньяху -- главе правой партии «Ликуд», получившей 27 мандатов в парламенте. После этого Ципи Ливни возглавила парламентскую оппозицию. Дмитрий ДУБОВ


Беседовал Дмитрий ДУБОВ, Тель-Авив
//  читайте тему  //  Россия и Израиль