|
|
N°198, 27 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На то особый сезон
«500 дней лета» на московских экранах
Том (Джозеф Гордон-Левитт) собирался стать архитектором, но в конце концов обнаружил себя служащим лос-анджелесской конторы, сочиняющим тексты для поздравительных открыток (специфический жанр, подаривший городу и миру перлы вроде «Попасть на свадьбу мы не сможем, но поздравленьем потревожим. Желаем паре молодой дожить до свадьбы золотой»). Как-то раз он видит новую ассистентку своего босса, Саммер (Зуи Дешанель), которую представляют персоналу в традициях группы анонимных алкоголиков («А это Саммер!» -- и хором: «Привет, Саммер!»). Очень быстро выясняется, что Том и Саммер любят одну и ту же музыку и обожают одинаковые фильмы, у них начинается роман, но проблема в том, что Саммер абсолютно не верит в то, что между ровесниками одного пола могут сложиться настоящие чувства, а Том склонен думать иначе. Их отношения, продлившиеся более года (отсюда вынесенная в название цифра), пробегают перед глазами зрителей в несколько перепутанном порядке -- пятый день может сменять четыреста восемнадцатый, а двадцать шестой -- сто восемьдесят третий, но костру разгораться решительно не хочется, и в конце концов оба героя (или все-таки скорее персонажа) остаются у своего в разной степени разбитого корытца.
Понятное дело, когда встречаешь на своем рабочем месте девушку, которая всем другим участникам «Битлз» предпочитает Ринго Старра, обожает меланхолические песни Моррисси из группы «Смитс» и имеет представление о французской «новой волне», несложно потерять голову. Но только потом бессмысленно винить себя в том, что год с небольшим прошел немного не так, как хотелось, и 500 дней (занятно, что срок, отмеренный авторами фильма, совпадает с заведомо несбыточной экономической программой, памятной, пожалуй, каждому жителю одной шестой части Земли, заставшему перестройку) не кончились традиционной для фильмов данного жанра свадьбой. И даже твоя младшая сестра все понимает куда лучше тебя самого и в состоянии выносить вердикты с полным на то основанием. Грустная, но абсолютно узнаваемая история. И очень современная -- в том плане, что персонажи (а может быть, все-таки герои) могли бы быть не сочинены сценаристом, а приобретены в разобранном виде в магазине «Икея» -- ну куда деваться, если большинство современных молодых людей выглядят, думают и чувствуют именно так? Это болезненно-точный фильм, в котором нынешние молодые люди вынуждены узнавать себя, хотя куда приятнее выискивать сходство в героях дурашливо-непристойных комедий вроде «Американского пирога», полных наследников вошедшего в пословицу андерсеновского Клумпе-Думпе, который «хоть и свалился с лестницы, но заработал себе принцессу». Режиссер Марк Уэбб, явно опиравшийся на собственный опыт (в самом начале картины на экране проецируется не совсем пристойное посвящение, в котором невозможно не узнать приспособленную под современность цитату из годаровского «На последнем дыхании»), нарисовал предельно точный портрет нынешних недорослей, которые живут быстро -- но умирать молодыми не собираются. Даже тогда, когда становится понятно, что девушка, с которой собирался скоротать остаток и без того некороткой жизни, тебя совершенно не ценит. Они жили долго и счастливо -- один день. Ну или 500 -- в данном случае цифры не имеют ровным счетом никакого значения. Вот и лето прошло, словно и не бывало. А уж какое имя всплывает в данном случае в памяти в первую очередь -- Арсения Тарковского или Софии Ротару, каждый решает для себя сам.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ