|
|
N°197, 26 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Магия Майлса
Маркус Миллер вызвал дух своего великого учителя
Фестиваль City Jazz год от года становится все лучше и масштабнее. И по срокам, и по крутости имен. Хедлайнер этого года -- Маркус Миллер, виртуозный бас-гитарист, кинокомпозитор, автор десятка отличных альбомов, где причудливо, но с большим вкусом смешиваются разные стили преимущественно «черной» музыки. Плюс убойная бас-гитара: мощные рифы и скоростные соло обожают любители джаза, фьюжн и даже рока.
В середине 90-х на старой Горбушке продавались все «левые» диски Миллера; когда пираты прекратили гнать некоммерческий репертуар, народ стал покупать «родные» CD. Для продавцов джаза басисты, играющие мелодичную эклектику, -- золотая жила. Увы, их раз, два и обчелся. Да и те не могут потрафить всем. Виктор Бейли слишком замороченный. Крисчен Макбрайд - слишком правильный. Брайан Бромберг слишком разбрасывается. Виктор Вутен слишком веселый-фанковый. Стенли Кларк слишком редко выпускает альбомы. В общем, хорошие они, но всем чего-то не хватает. А вот Миллер -- совершенство.
Несмотря на успешную многолетнюю карьеру, Миллер решил вернуться к своему старту. Начинал он сотрудничеством с Майлсом Девисом. Пик их работы -- Tutu (1986), альбом эпохальный, считающийся предтечей эйсид-джаза. Эйсид-джаз, правда, гикнулся, но идея Tutu (сочетание джазовой импровизации с электронными инструментами) еще как жива.
Миллер с командой выступали во второй части вечера, а открыл программу SymFusion Orchestra, победитель конкурса фестиваля «Усадьба. Джаз». Говорили, что ребята молоды, не профессиональны, что их связывает лишь личная дружба. Не знаю, что изменилось с лета, но в Доме музыки оркестр показал сильную программу. Публика с восторгом приняла гипнотическую музыку, что-то на стыке джаза с минималистскими саундтреками. В лучшем мире SymFusion Orchestra собирал бы залы и записывал саундтреки к модному арт-хаусу. Что будет с ним здесь -- сказать трудно; пожелаем лучшего.
Далее выступали гитарист Девид Фьюжински (лидер американской группы Screaming Headless Torsos) и группа саксофониста Николая Моисеенко. Проект выпускников Беркли оказался совершенно невразумительным. То есть играли хорошо, но непонятно что -- композиции хаотичные, болтливые, без всякой внутренней связи. Музыкальные темы и импровизации довольно просты. Как говорили в советской школе, «что хотел сказать автор?». Фьюжински играет на потрясающем инструменте: гитара с двумя грифами, один -- с 12 струнами и без ладов. Куча примочек, позволяющая выдавать звук хоть виолончели, хоть псевдовосточного инструмента. Богатая фактура, но к чему она? Фьюжински, ярый сторонник микротональных настроек, играет обычные гитарные штуки: тяжелые рифы, завывающие слайды... Зал, кажется, хорошо это принимает (особенно грязноватые рифы в духе Хендрикса). Когда музыка стихла, раздался выкрик: «Барабанщик -- супер!» Барабанщик Алексей Кравцов и впрямь «супер», современный музыкант, играющий легко и непринужденно ломаные ритмы, с ускорениями, замедлениями и неожиданными поворотами. И отметили только его, а не главного героя выступления, единственного, кто знал, зачем в зале публика, а на сцене -- музыканты.
В антракте многие переместились в полупустой партер. Стоило вздохнуть, опустить глаза в пол, пробормотать: «билетик-то у меня на балкон...», как тебя вели за ручку в третий ряд. Мир не без добрых людей!
Перемещение себя оправдало -- на сцене шел магический сеанс. Ожидалось, что сыграют нечто с Tutu, заглавный же хит, используемый даже для телезаставок, оставят на закуску. Начали с пьес Tomaas и Backyard Ritual. На первых же вещах трубач Кристиан Скотт и саксофонист (сопрано, альт) Алекс Хан показали класс и бешеную энергетику.
Потом Миллер забросил бас-гитару за спину, повесил на шею бас-кларнет и заиграл знакомую тему. Большинство джазфенов знают ее по альбому You're Under Arrest (1985) Майлса Девиса, а большинство нормальных людей -- как один из ранних хитов Майкла, прости господи, Джексона Human Nature. Пришло время, Скотт и Хан покинули сцену, и Миллер выдал сольную вещь Panther с третьего, совершенно шедеврального, альбома The Sun Don't Lie (1993), хит, без которого не обходится ни один его концерт.
Перед исполнением долгожданной Tutu Маркус сказал, что «все (создание альбома. -- А.Б.) началось с этой пьесы» и что она "посвящена Десмонду Туту, который боролся против апартеида". Кроме того, говорят, на языке йоруба tutu означает «прохладный». То есть английское cool. То есть то, с чего Майлс начинал: cool jazz. Может быть, это и неправда (ни Девис, ни Миллер глубоких познаний в языках свой исторической родины не обнаруживали), но красиво.
Не скажу, что концерт нечто «воскресил». Нет, конечно. Кристиан Скотт что-то играет совсем как Майлс, что-то -- совсем не так. А иные пассажи -- просто лучше, чем Майлс. Но он не тот великий трубач. Это не «аттракцион для лохов» -- это хороший концерт Маркуса Миллера. Не больше, но и не меньше. И немножко превосходит ожидания.
Александр БЕЛЯЕВ