|
|
N°197, 26 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опережая увольнение
Профессиональное переобучение является эффективным методом борьбы с безработицей
Последние месяцы безработица в стране опять поползла вверх. Официальные данные -- 2 млн 220 тыс. официально зарегистрированных безработных, но экспертное сообщество склонно оценивать реальную безработицу где-то на уровне 6,3 млн человек. Такой большой разрыв в цифрах объясним. Многие безработные просто не приходят регистрироваться в центры занятости. Во-первых, пособия небольшие (до 4,9 тыс. руб. в месяц), во-вторых, люди часто не верят, что в центрах им смогут реально помочь найти новую, устраивающую их работу. Вот граждане и не регистрируются, предпочитая в поисках работы обзванивать знакомых и родственников.
И, между прочим, зря не регистрируются. Дело ведь не только в поиске работы (хотя почти во всех крупных городах России, включая Москву, количество вакансий пока превышает количество безработных). Дело еще и в возможности получить бесплатное обучение по новой, более востребованной специальности, в чем без Центра занятости обойтись практически нельзя.
Понимая всю остроту проблемы безработицы, правительство своим постановлением №1089 от 31 декабря 2008 года выделило 43 млрд руб. на так называемое опережающее обучение. Суть идеи в следующем: при возникновении угрозы увольнения (особенно при переводе работника на неполную рабочую неделю, отправке в неоплачиваемый отпуск и т.д.) человеку дается возможность быстро получить новую специальность. Обучение ведется по ускоренной программе, с использованием времени, высвободившегося у работника от вынужденных простоев. Очень желательно участие предприятия, где находящийся под риском увольнения работник сейчас трудится. Тогда оплата опережающего обучения может проводиться местным Центром занятости на основе трехстороннего договора Центра занятости, предприятия и учебного заведения.
Размер и условия выплат варьируются в разных регионах, но, естественно, о дополнительном бесплатном академическом образовании в условиях кризиса мечтать не приходится. В зажиточном Ханты-Мансийском автономном округе потолок затрат на опережающее обучение обозначен на уровне 14 тыс. 600 руб. В других регионах суммы бывают и того меньше. Правда, при желании нынешний работодатель может финансово поучаствовать в переквалификации своего работника. Обычно это происходит в тех случаях, когда человека готовят к новой специальности в рамках того же предприятия. Это довольно часто встречающаяся ситуация. Например, на Гурьевском металлургическом заводе (Кузбасс) одним освобождающимся металлургам повышают разряд и переводят в другие цехи (скажем, кузнецами), а другим организуют общественные работы прямо на родном предприятии. Заводу это вдвойне выгодно: во-первых, государство частично финансирует переобучение; во-вторых, общественные работы по определению финансируются из государственного бюджета.
«Весь смысл общественных работ в том, что их участники не должны конкурировать с обычными предприятиями государственной или частной собственности. Иначе получится, что безработные участники общественных работ своим трудом будут увеличивать риск безработицы для других, -- объясняет губернатор Пермской области Олег Чиркунов. -- Мы у себя в Перми придумали такие общественные работы. Подняли всю генеалогическую информацию из архивов -- у кого кем были прабабушки и прадедушки до 1850 года. И посадили людей, имеющих компьютеры, перегонять эту информацию у себя дома в электронную форму. Транспорт эти люди не нагружают, дополнительных затрат не требуют, ни с кем не конкурируют, а польза очевидна: теперь любой человек, обратившись в архив, легко сможет получить информацию о своих предках». По словам Чиркунова, таким образом удалось временно трудоустроить до 500 человек.
Во многих регионах власти стараются избежать злоупотреблений, а потому предоставляют возможность опережающего обучения только тем людям, кто уже сидит на неполной рабочей неделе, находится в неоплачиваемом отпуске и т.д. Такая форма работы практикуется в Санкт-Петербурге, Оренбурге. Но в некоторых случаях имеет смысл помочь и тем людям, которые хотят попробовать себя в новой профессии до того, как прижмет нужда. В Белгороде, например, власти предпочитают форму стажировки -- особенно для студентов, недавно закончивших обучение в вузе, но пока не нашедших работу. Центр занятости возмещает работодателю расходы на стажировку -- сумма такой компенсации установлена в 4330 руб. в месяц. Взамен работодатель обязуется взять стажера на временное рабочее место на срок до трех месяцев. А в Челябинской области установили даже специальные квоты для выпускников вузов -- некоторые предприятия обязались принимать определенное их количество каждый год.
Во всем мире опережающее обучение, стажировки и общественные работы считаются важными методами борьбы с безработицей и исправления ситуации на рынке труда. Четвертый метод -- повышение мобильности рабочей силы через переезды из «трудоизбыточных» регионов -- к России пока малоприменим по многим причинам. Не последняя из них -- бюрократические сложности, с которыми сталкиваются «внутренние мигранты». После либерализации в 2007 году режима пребывания в крупных городах мигрантов из зарубежья (в основном Таджикистана и Азербайджана) внутрироссийские мигранты оказались в ущемленном положении, поскольку для них система регистрации осталась без изменений. Если мигрант из страны СНГ находит принимающего человека и уведомляет ФМС о своем приезде по почте, то мигрант из Рязани должен получать временную регистрацию с заходом в РЭУ, подписями всех прописанных в квартире родственников ответственного квартиросъемщика и т.д. Очевидно, в условиях кризиса эта система делает и без того не очень подвижную рабочую силу еще менее мобильной.
Председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев считает принимаемые меры правильными, но отмечает, что принять их можно было и раньше: «Сколько времени и социальный блок правительства, и Государственная дума говорили о необходимости перехода к активной политике занятости? Ведь до кризиса мы почти 90% средств, расходуемых на занятость, расходовали на выплату пособий. И только сейчас у нас 50% средств расходуется на то, чтобы создавать новые рабочие места, организовывать переобучение», -- отмечает депутат.
Что ж переобучение требует не только дополнительных средств, но и скоординированной работы множества ведомств -- в первую очередь Министерства образования и науки. В этой сфере работают и Федеральный институт развития образования, и Национальное агентство развития квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Минздравсоцразвития, Минпромторга и множество других учреждений и организаций. Работы хватит всем.
Дмитрий БАБИЧ, обозреватель РИА Новости