Финансовые гиганты США не торопятся лишить своих сотрудников бонусов, опасаясь, что те уйдут к конкурентам. Тем временем власти США решили идти дальше по пути ограничения издержек банков и страховщиков. В конце прошлой недели глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке поднял вопрос о реформе, цель которой -- переложить риски, которые возникают при закрытии крупных финансовых институтов, с государства на их владельцев.
Напомним, «зарплатный царь» Кеннет Фейнберг, который отвечает за размер компенсационного пакета руководителей компаний, получивших господдержку,
фактически заставил менеджеров семи крупнейших компаний, среди которых Bank of America, Citigroup и AIG, срезать свой доход по итогам года более чем наполовину.
Наибольшему давлению подвергается страховая компания AIG, которую критиковал за бонусы даже президент Барак Обама. AIG получила от правительства в ходе кризиса 182,3 млрд долл., при этом выделила около 165 млн долл. для сотрудников подразделения, которое занимается производными финансовыми инструментами. Как известно, эти инструменты считаются одной из основных причин возникновения кризиса.
Г-н Фейнберг заявил, что менеджеры AIG до сих пор не отдали бонусы, хотя обещали сделать это. Четверо менеджеров подразделения по работе с деривативами не вернули бонусы, а пятый сотрудник вообще отказался расстаться с деньгами. «Деятельность этого подразделения AIG в значительной степени способствовала ухудшению финансового состояния компании, -- сказал г-н Фейнберг. -- Компенсации, выплаченные сотрудникам AIG, не отражают в достаточной мере роль этого подразделения в проблемах страховщика». AIG оправдывалась тем, что, заплатив эти премиальные, пыталась удержать сотрудников. Как заявила пресс-секретарь AIG Кристина Претто, «сотрудники компании должны до конца года выполнить обязательства по возврату части своих доходов за 2009 год».
Фейнберг, достаточно редко появляющийся перед публикой, в конце недели выступил в юридической школе университета Джорджа Вашингтона в американской столице. Он описал свое понимание приемлемого размера компенсаций на примере Эндрю Холла, президента входящего в Citigroup энерготрейдера Phibro: "Я не знаю, что такое чрезмерный риск, пока я не увижу его. 100 млн долл. (положенные г-ну Холлу. --
Ред.) как компенсация трейдеру в 2009 году -- это чрезмерный риск". Зарплата г-на Холла, судя по всему, будет ограничена властью "царя", даже несмотря на то что Citigroup решила продать Phibro компании Occidental Petroleum -- как раз чтобы избежать разбирательств по поводу доходов Холла.
Многие представители банковского сектора резко высказались о зарплатных инициативах правительства. «Люди хотят работать в нашем банке, но они хотят, чтобы им платили достойно, -- пояснил Bloomberg пресс-секретарь Bank of America Скотт Сильвестри. -- Неспособность платить сотрудникам в зависимости от их достижений и ценности для компании провоцирует риски». Эти требования правительства уже привели к попыткам конкурентов переманить нескольких топ-менеджеров банка, добавил г-н Сильвестри.
На этот счет Кеннет Фейнберг отмечает: «Популисты наверняка скажут: «Вы оставили лазейку. Вы отдали финансистам с Уолл-стрит слишком много денег». Другие, с позиций Уолл-стрит, скажут, что я доставил компаниям неудобства». Но, говорит Фейнберг, сам он «был бы очень разочарован», если бы топ-менеджеры начали покидать свои посты в результате его деятельности.
Бывший глава страхового управления Нью-Йорка Эрик Диналло заявил, что «основная проблема заключается не в больших компенсациях, а в структуре регулирования, которая так и не была изменена конгрессом».
Г-н Бернанке также озабочен этой проблемой. Он призвал усовершенствовать механизм закрытия крупных финансовых институтов, чтобы затраты ложились на акционеров и инвесторов, а не на налогоплательщиков. Ранее бывший глава ФРС Алан Гринспен заявлял о том, что крупные банки необходимо раздробить, чтобы лишить их монопольных функций. Это, по его мнению, повысит устойчивость финансовой системы. Г-н Бернанке предложил также ввести стандарты, которые заставляли бы банки сохранять капитал на случай финансовых потрясений. Он также считает, что нужно рассмотреть вариант перевода долговых облигаций в акции в кризисные моменты.
«Эффективная финансовая реформа -- прерогатива конгресса, -- заявил глава ФРС. -- Необходимо усилить регулирование, расширить юридические границы, чтобы предотвратить повторение последних событий». ФРС в свою очередь будет пытаться осуществить на практике эти меры и обеспечить устойчивость финансовой системы, обещал г-н Бернанке. Он потребовал от конгрессменов дать надзорным органам такие инструменты, которые позволят управлять рисками всей финансовой системы.
По словам бывшего заместителя руководителя ФРС Дональда Кона, пока не удается договориться о том, как избежать негативных эффектов, решая судьбу крупных финансовых институтов. «Существует масса предложений, однако нужно смотреть, упрощают ли эти изменения организационную структуру системообразующих компаний», -- сказал он. По мнению г-на Кона, если ФРС берет на себя ответственность за финансовую стабильность, ей необходимы инструменты для этой работы, в частности более широкие полномочия в сфере регулирования платежных систем США: «Я бы поостерегся возлагать на ФРС какие-либо обязанности, пока мы не дадим ей власть».