|
|
N°197, 26 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гудок протеста
Автомобилисты в очередной раз напомнили властям о своем недовольстве
Массовые протестные выступления российских автомобилистов, уже успевшие стать традиционными, выявили ряд закономерностей. Например, чем дальше на восток страны, тем более многочисленны акции -- самым граждански активным городом всякий раз оказывается Владивосток. В столицах же, напротив, находится не так уж много автовладельцев, желающих выразить свое недовольство таможенными пошлинами или новым техническим регламентом. Всероссийская акция протеста, прошедшая в минувшую субботу под эгидой Федерации автовладельцев России (ФАР), не стала исключением.
Пожалуй, наиболее серьезное мероприятие прошло во Владивостоке, где на привокзальной площади у памятника Ленину собралось около 1,5 тыс. человек. На сей раз митинг был санкционированным, поэтому столкновений автолюбителей с милицией удалось избежать. Впрочем, по словам очевидцев, рядом с площадью «на всякий случай» дежурили несколько автобусов с бойцами ОМОНа. Единственный инцидент имел место, когда один из проезжавших мимо водителей просигналил в знак солидарности с участниками митинга. Сотрудники ГИБДД попытались задержать автомобилиста, но после того как митингующие проявили повышенный интерес к происходящему, гаишники ретировались. В роли организатора владивостокской акции выступило краевое отделение «Товарищества инициативных граждан России» (ТИГР), однако к мероприятию проявили большой интерес и местные коммунисты -- так, автомобилистов вызвался поддержать первый секретарь Владивостокского горкома КПРФ, депутат Приморского краевого заксобрания Владимир Беспалов.
Члены фракции КПРФ регионального парламента приняли участие и в шествии, организованном ТИГРом в Новосибирске. На пресс-конференции, организованной накануне акции, коммунисты раскритиковали повышение транспортного налога и не преминули напомнить активистам местного автомобильного сообщества, что поддерживали их еще во времена кампании по освобождению Олега Щербинского. В Кемерове же после того, как городская администрация отменила ранее выданное разрешение на проведение акции, мероприятие было решено провести в формате встречи избирателей с депутатом Госдумы от КПРФ Ниной Останиной.
В Ростове-на-Дону сами организаторы акции решили отказаться от проведения митинга. Впрочем, далеко не все активисты местного отделения ФАР согласились с этим решением -- они попытались устроить автопробег, который был пресечен ГИБДД. Зато в Белгороде, по утверждению местных автомобилистов, несанкционированный пробег прошел без затруднений. По данным ФАР, акции протеста прошли (и «проехали») также в Калининграде, Архангельске, Калуге, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Омске, Новокузнецке, Красноярске, Хабаровске и некоторых других крупных городах.
В северной столице на митинг у СКК «Петербургский» собралось, по самым оптимистичным подсчетам, около 500 человек. «Это в основном автовладельцы, представители общественных организаций, автоклубов, гаражных кооперативов», -- сообщил один из организаторов питерской акции Виталий Егоров. В Москве митинг, организованный ФАР у станции метро «Улица 1905 года», собрал около 100 (или, по данным устроителей мероприятия, примерно три сотни) участников. По завершении митинга его организатор глава московского отделения ФАР Сергей Канаев был задержан милицией. По словам г-на Канаева, после профилактической беседы в ОВД «Пресненский» его выпустили. Кроме того, по сообщению представителей столичного отделения Федерации автовладельцев, участники акции протеста провели автопробег по Садовому кольцу. «Сотрудники ГИБДД, которых здесь очень много, пытаются противодействовать нашему автопробегу, однако это приводит только к остановке движения на дороге», -- сообщил агентству Интерфакс один из участников этого пробега, активист ФАР Дмитрий Самарин.
Лозунги и требования участников всероссийской акции были, как правило, схожи: в основном автовладельцы выступали против увеличения транспортного налога и за пересмотр недавно принятого технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Так, по мнению участников митинга во Владивостоке, техрегламент требует «серьезнейшей корректировки с учетом действующего законодательства, с учетом российских реалий и мнения максимально широкого круга автотранспортников-практиков, отраслевой науки, автомобильных общественных организаций». Приморские автомобилисты в своей резолюции потребовали отмены правительственных постановлений о повышении ввозных таможенных пошлин на иномарки -- начиная с постановления 2006-го и кончая документом от 9 октября нынешнего года, продлевающим срок действия ставок пошлин. Водители также потребовали полностью отменить транспортный налог, ограничить акцизы на топливо сегодняшним уровнем и перенаправить 50% акцизного сбора на горючее в бюджеты регионов, в которых реализовано топливо. Кроме того, по мнению участников акции, следует провести расследование причин дороговизны горючего на внутреннем рынке -- с целью выявления картельного сговора производителей. В открытом письме президенту Медведеву, которое распространяли представители ФАР, кроме всего прочего также содержалось требование «реформирования органов ГИБДД с целью искоренения коррупции, обеспечения безопасности и равных прав участников дорожного движения».
«Публичные акции, подобные тем, что прошли в субботу, могут быть эффективны лишь в одном случае: если за ними последуют практические результаты, если выступления будут иметь политические последствия», -- комментируя результаты выступления автовладельцев, заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» лидер Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. Пока автомобилисты не станут проявлять себя как консолидированная политическая сила, в том числе сила, способная проголосовать против партии власти, их мнение будет игнорироваться, замечает г-н Похмелкин. «В качестве аналога можно привести выступления пенсионеров против монетизации льгот. Власти в конце концов пошли им навстречу, понимая, что пенсионеры -- политизированная, активно голосующая часть электората», -- подчеркивает лидер ДАР. Автомобилисты же, по его мнению, пока политически пассивны. Впрочем, эта социальная группа, в которую входят молодые и материально обеспеченные люди, обладает большим потенциалом -- интерес, проявляемый к нуждам автомобильного сообщества оппозиционными партиями, весьма показателен.
Михаил МОШКИН