Время новостей
     N°197, 26 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2009
Импровизация с медалями
Россияне завоевали награды во всех четырех видах программы на этапе Гран-при в Москве
Пять медалей завоевали российские фигуристы на втором этапе серии Гран-при в Москве. Победителем мужских соревнований стал олимпийский чемпион Евгений Плющенко. «Серебро» у Юко Кавагути -- Александра Смирнова (парное катание). «Бронза» на счету Артема Бородулина (мужчины), Алены Леоновой (женщины) и Екатерины Рублевой -- Ивана Шефера (танцы). В количественном, но не в качественном отношении отечественные спортсмены даже превзошли олимпийский результат, показанный в 2006-м. Подобного успеха наших фигуристов в Москве не прогнозировал никто.

И все-таки главным событием московских соревнований стало выступление Евгения Плющенко. Для олимпийского чемпиона Игр в Турине, пропустившего три сезона, это был первый международный турнир. Посмотреть на новые программы и готовность Плющенко к олимпийскому сезону в «Мегаспорт» на Ходынку пришли фактически все его былые коллеги по сборной: Татьяна Тотьмянина, Максим Маринин, Алексей Ягудин, Мария Петрова, Алексей Тихонов, Оксана Домнина, Роман Костомаров, Илья Авербух. Под прицелом столь искушенной публики Плющенко не дрогнул и продемонстрировал форму, как заметил олимпийский чемпион Алексей Ягудин, даже лучшую, чем в олимпийский сезон образца 2006 года.

Если после короткой программы и были вопросы к катанию Плющенко (исполненный двойной лутц вместо тройного), то с последним аккордом произвольной все запятые и многоточия были сняты. Плющенко вновь сжился с ролью дирижера, каждому жесту которого внимал зрительский оркестр. Да и в техническом отношении программы россиянина оказались самые сложные. Он единственный из участников исполнил каскад из прыжков в четыре и три оборота.

На пресс-конференции победитель вел себя очень раскованно, сказал, что в целом доволен прокатами, хотя и оценил свою готовность на 70%. Объяснил, что в произвольной программе много импровизировал и не полностью показал все «фишки». А жест (поднятый вверх палец) как напоминание о том, кто главный герой происходящего действа, родился в его «Танго» сам собой.

По словам олимпийского чемпиона Алексея Ягудина, хотя на московском старте подобрался и не сильный мужской состав, но это не умаляет заслуг Плющенко, ведь подчас самое сложное -- это соревноваться с самим собой. Несмотря на то что Плющенко пропустил три года, разница в классе между ним и остальными бросалась в глаза. А ведь тот же японец Такахико Козука и россиянин Артем Бородулин практически без ошибок откатали свои программы. После Олимпиады в Турине судейские требования изменились, и Плющенко пришлось перестраиваться, а это всегда сложнее. Но так как он владеет сложными прыжками, то есть время, чтобы подтянуть и все остальное -- вращение, дорожки шагов.

«Я не согласен с тем, что усложнение программ в мужском катании связано именно с возвращением Плющенко. Просто необходимо было время, чтобы адаптироваться к новым правилам, освоить танцевальные элементы, внести корректировки в программы, и когда этот этап был пройден, спортсмены привыкли к таким нагрузкам, то стали развиваться дальше. Но пока, судя по первым этапам, многие выдают желаемое за действительное. Четверные прыжки зачастую фигурируют только на бумаге, и не так много спортсменов демонстрируют их», -- высказал мнение Ягудин.

О новой системе судейства говорил и олимпийский чемпион Максим Маринин, комментируя выступление пар в Москве. «Не могу сказать, что мне кто-то особенно понравился. Все было ожидаемо, -- сказал он. -- Удивило то, что только у двух дуэтов Панг -- Тонг и Кавагути -- Смирнова музыка отражала суть катания. Пусть это и избитая лирическая тема, но было понятно, что они хотят сказать. Для остальных сопровождение служило только фоном. Правда, это лишь начало сезона, и от старта к старту все может встать на свои места. Но многое зависит от постановки программ. И в этом смысле мне больше всего понравились китайцы. Чувствуется почерк мастера, а эти программы им ставил Николай Морозов. В фигурном катании всего семь базовых элементов, как семь нот в музыке. Так вот, я считаю, что Морозов -- это композитор в фигурном катании. Он каждый раз умудряется ставить интересные и непохожие программы. Посмотрите на китайцев, они словно плетут кружева на льду. Никаких пустот, одно движение вытекает из другого, все это плавно, гармонично».

Россияне Юко Кавагути и Александр Смирнов хотя и стали серебряными призерами Гран-при, но с задачей, поставленной перед собой, справились наполовину. Коронный элемент четверной выброс «сальхов», который пробуют единицы, был исполнен как тройной, с касанием руки. К тому же в обеих программах партнерша допустила ошибки в прыжках. «Если брать две наши пары Мухортова -- Траньков и Кавагути -- Смирнов, то на данный момент первые выглядят предпочтительнее. После этапа в Париже я даже написал Олегу Васильеву, поздравил его, сказал, что если бы ребята также стабильно катались в прошлые сезоны, то являлись бы главными конкурентами немецкой пары Савченко -- Шолковы», -- добавил Маринин.

В танцах на льду в отсутствие заявленных ранее чемпионов мира-2009 Оксаны Домниной и Максима Шабалина ученики Марины Зуевой американцы Мерил Дэвис -- Чарли Уайт фактически оказались вне конкуренции. Бронзовые медали впервые в карьере завоевали россияне Екатерина Рублева -- Иван Шефер. «Ребята очень долго шли к этим наградам, -- сказал после соревнований тренер Александр Свинин. -- Программы интересные. Особенно произвольный танец. Здесь мы угадали с музыкой. Летом сделали показательный номер на песню Эдит Пиаф, а потом нашли и эту, которую исполняют Мирей Матье и Шарль Азнавур. Конечно, третье место в Москве не означает, что вопрос о поездке на Игры в Ванкувер для этого дуэта решен. Борьба еще предстоит, и все расставит по местам чемпионат России».

Женский турнир в Москве стал наглядной иллюстрацией того, что это самый непредсказуемый вид в фигурном катании. Японка Мао Асада, ставшая второй на парижском этапе, на этот раз имела реальный шанс подняться на высшую ступень пьедестала, поскольку кореянка Ю На Ким в Москве не выступала. Но злополучный тройной «аксель», сорванный в обеих программах, отбросил японку на пятое место. Победителем соревнований стала соотечественница чемпионки Мики Андо.

По словам тренера спортсменки Николая Морозова, это первый старт Андо в этом сезоне и весь потенциал ее возможностей далеко не раскрыт. Да и нет смысла в начале года форсировать форму. В арсенале этой спортсменки есть четверной «сальхов», так что говорить о Ю На Ким как безусловном фаворите Игр в Ванкувере преждевременно. Морозов также добавил, что с удовольствием поработал бы с кем-нибудь из россиян, что он вообще предпочитает сложных спортсменов, на которых зачастую ставят крест. Так что эта тема открыта.

Сюрпризом для всех явилось третье место россиянки Алены Леоновой, которая после четвертого места в короткой программе сумела вскарабкаться на пьедестал, даже не исполнив заявленный каскад из двух тройных «тулупов». Напомним, что на чемпионате мира в США именно Леонова заработала для российской сборной две путевки в женском одиночном катании на Олимпиаду в Ванкувер.

Технические результаты. Второй этап Гран-при. Москва. Женщины. 1. Андо (Япония) -- 171.93. 2. Вагнер (США) -- 163.97. 3. Леонова (Россия) -- 160.06... 9. Гозева (Россия) -- 128.52. 10. Гербольдт (Россия) -- 117. 77. Танцы. 1. Дэвис -- Уайт (США) -- 201.10. 2. Каппеллини -- Ланотте (Италия) -- 168.57. 3. Рублева -- Шефер (Россия) -- 163.32... 5. Платонова -- Грачев (Россия) -- 153.22. 6. Рязанова -- Ткаченко (Россия) -- 147.92. Пары. 1. Панг -- Тонг (Китай) -- 191,33. 2. Кавагути -- Смирнов (Россия) -- 180,14. 3. Маклафлин -- Брубекер (США) -- 160, 55. 4. Базарова -- Ларионов -- 156,28... 7. Мартюшева -- Рогонов (Россия) -- 136.17. Мужчины. 1. Плющенко (Россия) -- 240.65. 2. Козука (Япония) -- 215.13. 3. Бородулин (Россия) -- 201.55... 10. Третьяков (Россия) -- 164.30.

Ольга ЕРМОЛИНА