|
|
N°197, 26 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инцидент исчерпан
Представители экспертного сообщества поделились с корреспондентом «Времени новостей» Натальей РОЖКОВОЙ своими соображениями о том, каковы могут быть политические итоги протеста парламентской оппозиции против нарушений на выборах.
"Власть не подчинилась давлению оппозиции"
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
-- С моей точки зрения, в России был политический кризис, небольшой по продолжительности и купированный президентской администрацией. Он завершился уже с возвращением оппозиционных партий в зал заседаний Госдумы, после чего стало ясно, что «допрос Чурова» и встреча президента с представителями парламентских партий не принесут им дополнительных политических дивидендов. Власть сразу выбрала определенную стратегию, в соответствии с которой не подчинилась давлению оппозиции. Ситуация была предрешена после предварительного обнародования позиции президента, которую озвучила его пресс-секретарь Наталья Тимакова, -- о том, что президент не пойдет на пересмотр итогов выборов и на следующей неделе встретится с Чуровым.
Медведев признал, что в России существует демократическая система, которая тем не менее нуждается в развитии, и что законодательство может корректироваться. Не исключено, что могут быть приняты некоторые предложения оппозиционных партий, например по введению прозрачных урн, хотя очевидно, что в целом коррекция законодательства не будет носить системного характера. Не исключено также, что ЦИК вышлет специальные комиссии для проверки ситуации на отдельных участках и в отдельных регионах, например в Астрахани. Также у исков ряда партий по ряду участков есть судебные перспективы, хотя итоги голосования в целом оспариваться не могут.
Важный мессидж публичного выступления президента -- что он был и остается сторонником развития национальных демократических институтов и демократизации политической системы. Но это будет длительный процесс, и инициировать его будет сам президент. К навязыванию ему повестки дня со стороны оппозиции глава государства не готов.
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
-- На сегодняшний день инцидент с протестом парламентской оппозиции исчерпан, однако выводы будут сделаны. Вопрос -- в каком формате? Понято, что власть не может отменить результаты выборов и пойти на уступки, а то оппозиция могла бы каждую неделю выходить из Думы. Но сказать «идите в суд и все» было бы недостаточно, тем более понятно, что суд на сторону оппозиции не встанет. Поэтому был избран средний путь: итоги не отменять, но с оппозицией поговорить и на будущее дать ей понять, что избирательная практика может измениться. Перед выборами 11 октября, кстати, уже была сделана попытка изменить практику -- не снимать представителей парламентских партий. Даже в истории с Митрохиным и Хованской последнюю восстановил Верховный суд. Само включение президента в этот процесс подведения итогов рассматривается как отрицательный пример. Считается, что такого допускать нельзя. Надо или «зажать», но тогда оппозиция будет еще более не довольна, или пойти по пути придания большей цивилизованности политическому процессу, по пути создания больших возможностей для оппозиции. Хочу отметить, впрочем, что в данном случае оппозиционеры как реалисты понимают, что в целом эти выборы они проиграли. И боролись они не за победу, а за то, чтобы к ним относились с большим уважением.
Хочу сказать пару слов о судьбе главы ЦИК Чурова, чьей отставки требовали все эти дни. В ближайшее время с ним ничего не произойдет, сейчас его отставка была бы воспринята как слабость. Чуров останется на своем посту, но в среднесрочной перспективе все не так однозначно. Многое будет зависеть от того, насколько он готов применять более конкурентные практики, дающие возможности побеждать другим партиям помимо «Единой России».
Георгий САТАРОВ, президент фонда «Индем»:
-- Что меня поразило до глубины души, так это заявление президента о том, что существуют законные способы оспаривания результатов выборов. Почему-то при этом он не упомянул, что существуют еще и законные способы проведения выборов, а ведь в этом-то все и дело. А что касается законных способов оспаривания итогов, то имеется также огромное количество примеров работы судов, когда судьи, принимавшие обоснованные решения в связи с нарушениями на выборах, впоследствии изгонялись из судов. Но президент не в курсе дела. Вообще же меня слабо волнуют взаимоотношения Кремля с прокремлевскими партиями, меня больше беспокоит, что народ лишен права голоса. Правда, сам народ пока этого тоже не замечает.
Состоялся факт изменения общественного мнения
Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:
-- В тактическом смысле инцидент с протестом так называемой оппозиции исчерпан, но в стратегическом -- нет. Главный факт, который остался в массовом сознании, -- что выборы нечестные. Раньше люди это подозревали, теперь они в этом уверены. Вот нашли 16 бюллетеней за «Яблоко», а где 16, там могло быть и 32, и так далее. Состоялся факт изменения общественного мнения, и это главное. А весной будут следующие выборы, и будет то же самое, потому что без фальсификаций «Единая Россия» не может набрать столько, сколько ей надо. Поэтому к весне надо что-то менять -- или вводить голосование через мобильные телефоны, как предлагает Чуров, и это будет уже откровенная фальсификация, или еще что-то придумывать. Но люди в любом случае научились сопоставлять цифры, Интернет овладел методологией анализа -- процесс массового осознания пошел. Отмечу при этом, что у нас избирательный закон не так уж плох. Неважно, 5% проходной барьер или 7%, важно, честно ты соблюдаешь закон или нечестно. А совершенствовать правоприменительную практику можно только при реальном контроле за исполнением закона, в чем сейчас никто не заинтересован.
Я думаю, что мер никаких не будет предприниматься. Отправить Чурова в отставку -- значит нанести удар по «Единой России и признать конфликт между Медведевым и Путиным, потому что Чуров -- человек из путинской команды. Но если Медведев хочет избираться на следующий срок, причем, возможно, избираться в конкуренции с Путиным, то как это делать? Чтобы иметь шансы, надо или Чурова сделать медведевским человеком, или уволить его и привести каких-то гипотетических честных людей на его место. Впрочем, там кого ни поставь, все равно вся система коррумпирована. Есть третий вариант -- Медведеву с Путиным договориться закулисно. Но это будет трудно, если у каждого из них есть свои амбиции, а это нормально для политиков, а вот «сядем, договоримся» -- ненормально.
|