|
|
N°196, 23 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за потребителя
«Газпром» требует отступных
Конкуренция на российском газовом рынке неожиданно приобрела невиданные масштабы и почти политический характер. «Газпром» оказался на грани того, чтобы потерять крупного клиента, причем на стороне «оппозиции» газовому монополисту отчетливо видны фигуры вице-премьера Игоря Сечина и предпринимателя Геннадия Тимченко.
Компания «Пермрегионгаз», входящая в группу «Газпром», намерена заставить ОГК-1 выполнять обязательства в соответствии с договором на поставку газа. В августе энергетики уведомили поставщика, что планируют закупать со следующего года газ у НОВАТЭКа, в связи с чем отказываются от газпромовских объемов. А на прошлой неделе совет директоров второго российского производителя газа решил провести 24 ноября внеочередное собрание акционеров для рассмотрения вопроса о подписании контракта с госкомпанией «Интер РАО» на поставку газа для находящихся в ее ведении электростанций (помимо ОГК-1 это Ивановские ПГУ, Северо-Западная ТЭЦ и Калининградская ТЭЦ-2). Парадокс ситуации заключается в том, что тема требовала волеизъявления акционеров НОВАТЭКа, так как генеральный директор «Межрегионгаза» (является основной сбытовой компанией холдинга на внутреннем рынке) Кирилл Селезнев является членом советов директоров и «Интер РАО» и НОВАТЭКа. А совет директоров «Интер РАО» возглавляет вице-премьер по ТЭКу Игорь Сечин, который считается главным лоббистом ослабления монополии «Газпрома» на внутреннем рынке.
«Газпром» и «Межрегионгаз» хранили молчание по поводу возможной «конкурирующей» сделки. Тем не менее вчера генеральный директор «Пермрегионгаза» Андрей Агишев заявил Интерфаксу, что отказ от законтрактованного газа повлечет применение санкций. «Предложение НОВАТЭКа оценивалось как более выгодное с точки зрения экономики, то есть дешевле газ, но у нас заключен долгосрочный договор, неустойка составляет достаточно серьезную сумму. Они (ОГК-1.. -- Ред.) до конца года должны принять какое-то решение: либо они платят нам штрафы и неустойку и пользуются другим газом, либо остаются», -- подчеркнул он.
Договор между «Пермрегионгазом» и Пермской ГРЭС (входит в ОГК-1), как и почти все остальные долгосрочные контракты между группой «Газпром» и российскими потребителями, был заключен в конце 2007 года до 2012 года включительно. В договоре предусмотрено правило «бери или плати», обязывающее потребителя оплатить минимальный объем вне зависимости от фактического потребления. Сколько газа должна оплатить Пермская ГРЭС, г-н Агишев не сказал, но источник «Времени новостей» на рынке говорит, что планка отбора варьируется от контракта к контракту на уровне 90--95%.
В ОГК-1 не стали комментировать заявление поставщика, как и в НОВАТЭКе. Источник, близкий к генерирующей компании, сообщил «Времени новостей», что ОГК-1, как и полагается по контракту, за четыре месяца предупредила о сокращении поставок, и намерена направить сэкономленные средства на финансирование инвестиционной программы. В «Газпроме» признают, что у потребителя есть право за четыре месяца до начала следующего периода поставок вступить в переговоры об уменьшении объемов, но отказаться от газа в одностороннем порядке клиент не может.
Введение практики пятилетних контрактов на поставку газа было плодом многолетних переговоров между РАО «ЕЭС России» и «Газпромом». В период распродажи генерирующих активов и реального дефицита газа руководство энергохолдинга всеми силами старалось заполучить гарантии долгосрочного газоснабжения электростанций. Главы монополий договорились, что газовый концерн подпишет с генкомпаниями РАО договора на поставку газа по ценам ФСТ согласно лимитам 2007 года (103 млрд кубометров газа в год), а также обеспечит дополнительные поставки по краткосрочным договорам с наценкой. В свою очередь Анатолий Чубайс тогда поддержал инициативу «Газпрома» о графике роста регулируемых цен на газ с переходом в 2011 году на принцип равнодоходности с экспортными поставками.
Однако в связи с кризисом ситуация сильно изменилась. Потребление газа падает, в том числе и закупки топлива генерирующими компаниями. По информации «Времени новостей», энергетики только по августу не выбрали 22% от законтрактованных объемов (более 3 млрд кубометров). В целом по году ожидается 10--15-процентное снижение спроса на внутреннем рынке. И это провоцирует поставщиков к более гибкой ценовой политике, которая на практике выливается в готовность независимых производителей продавать газ ниже регулируемых цен, которые ФСТ устанавливает для «Газпрома». Особенно это касается регионов, расположенных близко от места добычи. Существующая система ценообразования и формирования ставки на транспортировку делает нерентабельной поставку газа в отдаленные регионы. Поэтому независимые производители и трейдеры в основном работают с потребителями на Урале и в средней полосе России. Станции ОГК-1, из которых самая отдаленная от месторождений НОВАТЭКа находится в Московской области, в этом смысле являются крайне привлекательными клиентами.
Кроме того, в следующем году регулируемые цены на газ, который поставляет «Газпром», должны по решению правительства вырасти на 15%, а независимые вполне могут отказаться от повышения, чтобы сохранить или даже увеличить уровень сбыта. Тот же НОВАТЭК с начала года произвел и продал газа больше, чем в прошлом году, несмотря на кризис. Более того, сейчас возможности газовой компании существенно превышают реальный уровень ее добычи. С введением на прошлой неделе пускового комплекса Юрхаровского месторождения НОВАТЭК может добывать 120 млн кубометров в сутки, но извлекает только 88 млн. Разница составляет около 12 млрд кубометров в год, которые можно продать, увеличив выручку и прибыль акционеров, в числе которых с недавних пор заметное место занимает влиятельный бизнесмен Геннадий Тимченко (официально контролирует свыше 18% акций). При этом 19,4% акций принадлежит группе «Газпром».
Сам «Газпром» продавать газ дешевле уровня ФСТ не готов. На следующей неделе совет директоров компании рассмотрит ценовую политику на внутреннем рынке в период кризиса. Речь, по информации «Времени новостей», пойдет об уровне наценки к цене ФСТ для новых потребителей («Газпром» официально имеет право продавать этот газ дороже регулируемой ставки) и штрафах за недобор топлива.
У ОГК-1 четыре газовые электростанции (Ириклинская, Нижневартовская, Пермская и Уренгойская) и две газоугольные (Верхнетагильская и Каширская). Общее потребление газа в прошлом году составило 13,1 млрд кубометров. При этом Нижневартовская ГРЭС полностью обеспечивается компанией ТНК-ВР (3,2 млрд кубометров) в рамках совместного предприятия по строительству второго блока. «Дочки» «Межрегионагаза» -- «Пермрегионгаз», «Оренбургрегионгаз», «Мосрегионгаз» и «Северрегионгаз» -- поставили на станции ОГК-1 (Пермскую, Ириклинскую, Каширскую и Уренгойскую соответственно) около 6,8 млрд кубометров. Верхнетагильскую (1,7 млрд кубометров) в Свердловской области обеспечивает совместное предприятие «Итеры» и областной администрации -- ЗАО «Уралгазсервис», которое до сих пор являлось монополистом в этом регионе. Но и его позиции под угрозой. Заместитель председателя правления НОВАТЭКа Марк Джетвей заявил на днях, что компания рассматривает возможность поставок в Свердловскую область. И, судя по всему, речь идет именно о станции ОГК-1. В прошлом году НОВАТЭК продал станциям ОГК-1 всего лишь 340 млн кубометров газа.
Применить санкции к ОГК-1 «Газпрому» будет непросто. Нормативная база для работы по долгосрочным контрактам в сфере поставок газа на внутренний рынок не сформирована. В частности, за два года так и не внесены изменения в правила поставок газа (утверждаются правительством), которые в действующей редакции не предусматривают санкций за недобор топлива. Это не позволяет концерну чувствовать себя уверенно при необходимости доказывать свою правоту в суде.
В период кризиса компании будет сложно пользоваться традиционным инструментом -- монополией на выдачу прав доступа к газотранспортной системе. Снижение потребления привело к высвобождению мощностей в трубе, и сослаться на отсутствие технической возможности для транспортировки топлива по контрактам независимых поставщиков будет непросто. Тем более что на столе у премьер-министра Владимира Путина давно лежат правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе, подготовленных к подписанию г-ном Сечиным.
Алексей ГРИВАЧ