|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Растрата
Минфин предлагает остановить рост госрасходов
Министерство финансов предлагает сохранить долю непроцентных расходов федерального бюджета в ВВП в 2003 году на уровне нынешнего года, 12,61% -- такой ориентир содержится в проекте основных параметров бюджета-2003, который вчера вечером Минфин представил в правительство. Комментируя документ, высокопоставленный чиновник министерства заявил, что считает выполненной установку бюджетного послания Владимира Путина: «Достигнутый уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета не соответствует нынешнему уровню экономического развития страны, а их динамика препятствует снижению налогового бремени и закреплению тенденций экономического роста. Дальнейшее увеличение отдельных категорий расходов может быть допущено только в целях финансирования конкретных программ, обеспечивающих снижение соответствующих бюджетных расходов в ближайшие годы».
Вслед за президентом в Минфине признают: дальше увеличивать расходы нельзя. «Точка предельных расходов достигнута, мы должны закрепиться на ней», -- говорит чиновник. По его словам, при формировании экономической стратегии в 2000 году Минфин и МЭРТ рассчитали, что экономическая ситуация позволяет увеличить в 2001--2004 гг. объем госрасходов на 25% в реальном выражении. Из двух возможных сценариев (распределить ресурс повышения на все четыре года равномерно или использовать его сразу) жизнь с помощью целого ряда популистских решений президента и правительства выбрала второй: за 2001--2002 годы расходы в реальном выражении выросли на 22%.
Призывы президентского советника Андрея Илларионова дать толчок экономическому росту путем резкого сокращения бюджетных расходов в Минфине оценивают осторожно: «Не увеличилась бы социальная цена такого рода реформ». При этом вектор на сокращение расходов финансисты считают правильным, но «целесообразным» признают сокращение «в пределах 5% в течение пяти лет».
Минфиновский чиновник считает, что осознать необходимость остановки роста расходов будет трудно даже нынешней, пропрезидентской, Думе -- слишком велика привычка к росту как основных, так и дополнительных доходов. По его мнению, именно проект бюджета-2003 будет настоящей проверкой на прочность взаимоотношений парламента и правительства: «Очень много будет зависеть от премьера, от его взвешенности и рациональности, от вице-премьеров, от ключевых политиков в Думе». В нынешней Думе, говорит чиновник, в списке приоритетов ничто не конкурирует с поддержкой армии и правоохранительных органов и, с некоторым отставанием, поддержкой регионов. Но, считает он, правительству удалось нормализовать ситуацию с довольствием и пенсиями военнослужащих и приравненных к ним лиц (в 2003 году дополнительные расходы по этим направлениям составят около 150 млрд рублей), и с учетом недавно внесенных законопроектов достаточно будет индексировать эти выплаты в соответствии с инфляцией.
В то же время в целом в реальном выражении расходы бюджета (при сохранении пропорции к объему в ВВП) увеличатся на 2--3%. Профицит федерального бюджета, по ожиданиям Минфина, в 2002 году составит 1,65%, а в 2003 году -- «ближе к 1%».
Уже сейчас, при внесении основных параметров бюджета, утверждает минфиновский чиновник, можно сказать, что «проблема 2003 года» решена. «Это не значит, -- добавляет он, -- что мы заплатили все долги; это значит, что правительство знает, как решить проблему долговых платежей в 2003 году». На это, в частности, будут направлены и накопления в финансовом резерве (причем правительство рассчитывает не истратить его полностью в следующем году), и возможность внешних заимствований в размере до 1 млрд долл. Что касается такого фактора бюджетного планирования, как тарифы естественных монополий, то правительство предусмотрело предел их роста в 2003 году в 15%.
Внесенный Минфином документ планируется рассмотреть на заседании кабинета министров 13 июня.
Иван ГОРДЕЕВ