|
|
N°196, 23 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фестивальные арии
Ars Longa балансирует между просвещенной и массовой публикой
Фестивальная музыка в отличие от фестивального кино к ориентации на просвещенные вкусы камерной публики отсылает не настолько прямолинейно. Хотя, если речь идет о фестивалях негромких, без участия первых музыкальных лиц государства, налет независимости от массового спроса в их программной политике, безусловно, имеется. Некоммерческие фестивальные проекты, такие как Ars Longa Ивана Рудина, собирают репертуар и участников, сообразуясь исключительно с собственными представлениями о добре и зле. Они не связаны жесткой необходимостью во что бы то ни стало окупать затраты и позволяют себе свободный программный крой и нераскрученные исполнительские имена в таких пропорциях с известными, какие не может себе позволить скажем, филармоническая практика.
Фестиваль Ars Longa вначале считался молодежным, теперь необходимость в такой приписке как будто отпала, хотя состав участников принципиальным образом не меняется. В программах занято в основном молодое музыкантское сообщество.
Один из самых изящных концертов фестиваля Ars Longa-2009 -- в эту субботу в Рахманиновском зале Консерватории. Очень достойная исполнительская компания (нечто вроде сборной фестиваля, а заодно и некоторых других проектов, к примеру фестиваля «Возвращение») играет редкую и не слишком музыку под общим заголовком «Вечерние сказки для рояля». На самом деле для двух роялей, в том числе увертюру к «Волшебной флейте» (Моцарт в переложении для двух фортепиано Бузони), две сказки для двух роялей Метнера, сюиту «Скарамуш» Мийо, а также Дебюсси, Равеля и Корндорфа. Пианистические имена одно другого краше -- Иван Рудин, Ксения Башмет, Михаил Мордвинов, Денис Бурнштейн, Алексей Курбатов и самый искушенный специалист в области романтических взглядов на авангардные практики Иван Соколов, которого в Москве не так часто можно услышать, и оно того стоит.
Три другие программы на фестивале не так изысканно концептуальны, но тоже свежи. 26 октября в Галерее Церетели Гайдн -- опера «Аптекарь», исполненная силами студентов колледжа при Московской консерватории, 28-го в Культурном центре им. Чайковского -- заграничный десант в концерте под заглавием «Эхо Лазурного берега». Бах, Турнье («Русская колыбельная»), Вайль и Гершвин аукнутся нам в трактовках Эмелин Шатлен (арфа), Жан-Франсуа Лорнецетти (фортепиано), Сильвии Буфетто (меццо) и Пьера Гамба (как ни странно -- труба).
На финал 30 октября в Большом зале Консерватории организаторы оставили самое экстравертное из фестивального репертуара и самые известные имена исполнителей: «Шедевры. От классики до джаза». Под аккомпанемент оркестра «Новая Россия» и Башмета Дмитрий Илларионов сыграет гитарный концерт Родриго «Аранхуэс», Дмитрий Коган -- Скрипичный концерт Бруха, Иван Рудин -- Рапсодию в стиле блюз Гершвина, а Хибла Герзмава споет «джазовые арии». Что бы последнее конкретно ни значило, можно предположить, что именно этот стилистический сплав гарантирован публике в течение всего вечера.
Юлия БЕДЕРОВА