|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не так страшен ПОРТОС
«Полуобезъяны» признали, что «настоящие люди» их били не сильно
Неудачей для правоохранительных органов окончился вчера в Мособлсуде процесс над лидерами «Поэтизированного объединения разработки теории общенародного счастья» (ПОРТОС) Юрием Давыдовым и Евгением Приваловым. Сыщики обвиняли их в создании недалеко от столицы своеобразного концлагеря, в котором адептов ПОРТОСА пытали и заставляли работать. Однако служители Фемиды сочли, что следствие допустило серьезные промахи, и отправили дело на доследование. По мнению адвокатов лидеров ПОРТОСа, потом оно и вовсе развалится.
Как считают в прокуратуре и РУБОП Подмосковья, еще в конце 80-х годов Юрий Давыдов создал организацию, которая поначалу называлась «Братство кандидатов в настоящие люди», а потом была переименована в ПОРТОС. Она исповедовала идеи, представлявшие из себя смесь учений Пифагора, Ленина, Горбачева и т.д. Организация расширялась, открыла филиалы на Украине, в регионах России, а в ее верхушку также вошли Евгений Привалов, Татьяна Ломакина и Ирина Дергузова. В конце концов ПОРТОС избрал штаб-квартирой подмосковную деревню Машково. Выкупив часть территории завода «Салют», портосовцы огородили ее забором с колючей проволокой, а внутри поставили больше десятка вагончиков-бытовок, куда поселили адептов. Последние в основном состояли из неблагополучных подростков, клюнувших на посулы руководителей ПОРТОСа.
Предводители организации в распространяемых по СНГ листовках и буклетах зазывали к себе всех желающих, обещая бесплатное обучение в Подмосковье и работу в «промышленных и сельскохозяйственных объединениях». На самом деле, как считают в РУБОП, у прибывших в Машково тут же отбирались документы, а потом им предлагалось ответить на специальный тест из 1,5 тыс. вопросов. По его итогам лидеры ПОРТОСа определяли, насколько испытуемый близок к «настоящему человеку». Обычно новичков причисляли к категории «полуобезьян». Для повышения своего статуса адептов заставляли днями штудировать теории лидеров ПОРТОСа, писать стихи и работать на разгрузке и перевозке сахара, круп и т.д. За малейшую провинность членов организации нещадно пороли. При этом лидеры ПОРТОСа бывали частыми гостями в Горбачев-фонде, а вице-мэр столицы Валерий Шанцев даже наградил их грамотами.
В конце 2000 года о деятельности ПОРТОСа узнали сотрудники РУБОП и провели в Машково спецоперацию: лидеров организации арестовали, а всех адептов отпустили. При этом четверо подростков оказались сильно избитыми. Адвокат портосовцев Дмитрий Аграновский считает милицейскую акцию заказной и полагает, что проводилась она в рамках «общероссийской борьбы с любыми общественными объединениями, неугодными спецслужбам».
Сам процесс над лидерами ПОРТОСа проходит в два этапа. Дело Татьяны Ломакиной и Ирины Дергузовой сейчас рассматривает суд присяжных, и он еще не высказал свой вердикт. А Юрия Давыдова и Евгения Привалова судили отдельно, поскольку экспертиза Института им. Сербского признала их невменяемыми. Во время процесса подростки-адепты неожиданно заявили, что наказывали их не столь сильно, как указано в деле, и никаких претензий они к лидерам ПОРТОСа не имеют. Отказались от своих прежних показаний и другие свидетели. Кроме того, на суде выяснилось, что в обвинительном заключении подробно не расписана роль каждого из арестованных в пытках.
Александр ШВАРЕВ