|
|
N°196, 23 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сахарова вернули России
Лидеры правозащитного движения удостоены премии «За свободу мысли»
Вчера в Брюсселе были объявлены лауреаты ежегодной премии имени Андрея Сахарова, присуждаемой за «достижения в деле защиты прав человека и его основных свобод, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии». Ими стали российские правозащитники -- глава Международной Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава движения «Мемориал» Олег Орлов и глава Института прав человека Сергей Ковалев.
Премия Андрея Сахарова «За свободу мысли» была учреждена перед смертью известного правозащитника, в 1988 году. Правом выдвигать номинантов наделены депутатские фракции Европарламента или группы депутатов, которые согласно процедуре должны собрать в поддержку своего кандидата не менее 40 подписей. Кроме представителей «Мемориала» номинантами на вручение сахаровской премии в этом году были гинеколог из сектора Газа доктор Иззелдин Абуэлаиш, выступающий за мир между Палестиной и Израилем, и журналист и писатель Давит Исаак, который с 2001 года находится в тюрьме у себя на родине в Эритрее за политические убеждения.
Вдова Андрея Сахарова, Елена Боннэр, которую цитирует радио «Свобода», отмечает, что «в отличие от многих премий она дается и живым, и посмертно». «Первым ее лауреатом по инициативе Сахарова стал Анатолий Марченко, умерший в декабре 1986 года в советской тюрьме», -- отметила Елена Боннэр.
За всю историю существования премии ее, как правило, получали представители стран, которые по степени распространения «основных свобод» принято причислять к государствам второго или третьего порядка. Так, в прошлом году награды был удостоен знаменитый китайский диссидент Ху Цзя, который не смог присутствовать на церемонии награждения из-за того, что сидит в тюрьме. Лауреатами премии "За свободу мысли" также становились правозащитник из Судана Салих Махмуд Осман (2007 год) и бывший президент ЮАР Нельсон Манделла. Среди россиян, по словам Елены Боннэр, ранее уже номинировались журналисты Андрей Бабицкий, побывавший в плену у чеченских боевиков, и погибшая Анна Политковская.
Несмотря на то что премии в этом году удостоились российские правозащитники, Елена Боннэр недовольна многими аспектами ее присуждения. Например, утверждает вдова Андрея Сахарова, награда «За свободу мысли» не должна присуждаться организациям, поскольку, по задумке создателя, эта премия не коллективная, а скорее «индивидуалистическая». «Андрей Дмитриевич считал, что она дается персонально за свободу мысли и свободу действия, вытекающего из этой мысли», -- напоминает вдова правозащитника.
Кроме того, из слов г-жи Боннэр следует, что присуждение премии в этом году стало слишком политизированным, а удостоились награды, в том числе и денежной, не те, кому она была действительно необходима. «Свободу убивают, поэтому убита Анна Политковская, поэтому убита Наталья Эстемирова. И я бы премию этого года дала пополам этим двум женщинам», -- сказал в интервью радио «Свобода» Елена Боннэр.
Между тем сами лауреаты не склонны персонифицировать европейское признание, отмечая, что премия Андрея Сахарова -- награда всему правозащитному сообществу России. «Я очень рад, что эта премия присуждена не лично нам -- Людмиле Алексеевой, Сергею Ковалеву и мне, -- а всему российскому правозащитному сообществу, которое сейчас испытывает большие трудности», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» глава движения «Мемориал» Олег Орлов. Г-ну Орлову очень понравились слова генерального секретаря Европарламента Ежи Бузека, заявившего, что присуждение премии «Мемориалу» должно помочь разогнать атмосферу «страха и жестокости» вокруг правозащитников в РФ.
Тем не менее г-н Орлов считает, что вручение премии Сахарова не является очередной шпилькой в адрес российских властей. «Это скорее поддержка западными политиками нашего гражданского общества, и деятельности «Мемориала» в частности, -- отметил он, добавив: -- Подобные награды не могут раздражать Кремль, его может раздражать лишь наша деятельность». Также правозащитник не склонен видеть прямой связи между присвоением ему награды и судебной тяжбой с президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. «Не знаю. Не уверен. Скорее я вижу связь между тем, что творилось на Кавказе в последнее время, и тем, что произошло там с нашими друзьями и коллегами», -- напомнил г-н Орлов про недавние убийства правозащитников Натальи Эстемировой и Заремы Садулаевой.
«А вообще присуждение премии вряд ли будет иметь какой-либо эффект на действия наших властей», -- заключил Олег Орлов. С ним согласна глава МХГ Людмила Алексеев, по словам которой статус лауреата столь престижной, но некотируемой у российских властей премии никак не повлияет на действия правоохранительных органов в отношении правозащитников, активно выражающих свою гражданскую позиции, в том числе и на улицах. «Конечно, может, им будет сложнее меня задержать, но особенных изменений в их поведении я не жду», -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Алексеева. Она напомнила, что 31 октября на Триумфальный площади в Москве должен был состояться митинг в защиту свободы собрания (31-я статья Конституции). «Но его не разрешили, несмотря на то что это слово употреблять вообще некорректно, поскольку нам не требуется разрешение на то, что прописано в Конституции», -- рассказала «Времени новостей» правозащитник, добавив, что в качестве места для проведения митинга власти столицы «как всегда, предложили Болотную площадь и набережную Тараса Шевченко».
За вручением премии Андрея Сахарова лауреатам вскоре предстоит поездка в Страсбург, где 16 декабря состоятся официальные торжества. В ходе церемонии награждения правозащитники получат сертификат о награждении и чек на 50 тысяч евро.
Вячеслав КОЗЛОВ