|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовая Антанта
Россия и Германия позаботятся об украинской трубе
Бесконечная газовая тяжба Москвы и Киева, похоже, получит неожиданное разрешение. Вчера в Санкт-Петербурге лидеры России, Украины и Германии Владимир Путин, Леонид Кучма и Герхард Шредер подписали совместное заявление о сотрудничестве по использованию магистрального газопровода через Украину и обеспечении бесперебойного транзита российского газа в Европу. Для этой цели создается специальный консорциум. Путин и Кучма поддержали инициативу канцлера Шредера о приоритетном участии немецких компаний. Правда, обижать других Москва и Киев не собираются. «Это не точка в участии европейских газовых компаний в консорциуме. Состав участников может быть расширен за счет наших многолетних проверенных партнеров», -- подчеркнул вице-премьер Виктор Христенко. Все эти меры «обеспечат не только энергетическую стабильность в Европе, но и будут способствовать установлению стабильных цен для бытовых потребителей России», -- резюмировал Владимир Путин.
О появлении на европейской карте «газовой Антанты» было объявлено на следующий день после того, как «сердечного согласия» на тех же берегах Невы достигли Путин и Кучма. Стальной стержень, который скрепит «наши отношения всерьез и надолго» -- так Виктор Христенко назвал будущий консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы, в который «на паритетных началах» войдут Москва и Киев (а теперь еще, как выяснилось, и Берлин). По его словам, контракт подпишут уже в конце июня.
Неожиданные новости из Петербурга подтверждают смену «газового вектора» российской внешней политики. Все последние годы ее принципиальной основой были угрозы построить газопровод в обход Украины, которую обвиняли и в воровстве газа, и в неконструктивной позиции по долгам и транзиту. Москва потратила массу сил на то, чтобы сначала уговорить на масштабные инвестиции западных партнеров, а затем «дожать» Польшу, через которую и должен был пойти альтернативный маршрут.
К прошлой осени, когда в Варшаве пришли к власти лояльные Москве левые, эти задачи вроде бы были выполнены. Но «Газпром», главный заинтересованный участник этого проекта, как будто бы вдруг утратил к нему интерес. В конце зимы было уже четко сказано: польский проект не числится среди приоритетов. Нынешнее финансовое положение российского газового монополиста, очевидно, не благоприятствует осуществлению проектов стоимостью более 2 млрд долларов. Так или иначе, но в Москве, несмотря на сложные энергетические отношения с Киевом, выбрали «старого друга». Ведь модернизация и поддержание в порядке нынешней трубы стоит как минимум в два раза меньше. Вчера Виктор Христенко не просто похоронил «обходные» планы, но и попросил даже вовсе не употреблять этого слова.
В новых «газовых» отношениях России и Украины «нет и признаков политизации», подчеркивает г-н Христенко, ведь совместно распоряжаться трубой через Украину, по которой в Европу идет 90% экспорта российского газа, -- это «чистой воды прагматизм».
В Киеве сюжет с консорциумом вызовет бурную реакцию. Оппоненты президента Кучмы из национал-демократического лагеря давно обвиняют его в стремлении отдать Москве главный геополитический инструмент, который делает Украину ключевым партнером не только России, но и Европы, -- монополию на транзит газа в ЕС. Идея консорциума неизбежно вызовет подозрения в том, что Москва опять пытается завладеть заветной трубой. Правда, активное участие в консорциуме Запада портит картину «российской экспансии». Теперь, впрочем, появляется другой повод для обиды: мол, Россия и Германия договорились поверх головы Украины, а ее саму при пособничестве «антинационального» Кучмы просто поставили перед фактом. Во всяком случае депутаты Верховной рады были весьма удивлены стремительным развитием событий, а некоторые уже высказывали вчера опасения, что в будущем консорциуме Украина окажется «младшим партнером».
Петербургские договоренности -- еще одно проявление новой ситуации на постсоветском пространстве, контуры которой начали определяться после событий 11 сентября. Игра на противоречиях России и Запада, которая до недавнего времени составляла основу курса многих бывших советских республик, в первую очередь Украины, перестает приносить плоды. Во всяком случае представления о геополитических баталиях, которые якобы разыгрываются за влияние на «буферные государства», оказываются весьма преувеличенными, особенно теперь, когда Москва идет на беспрецедентное сближение с Западом. На самом деле и к Москве, и к Киеву, и к другим столицам бывшего СССР, которым долго еще не светит попасть в орбиту европейской интеграции, Европа в общем-то относится утилитарно -- как к инструменту решения своих проблем. Для ЕС российский резервуар и его украинская труба -- составные части одного «сырьевого придатка», в котором он, правда, очень нуждается. И по крайней мере Москва уже поняла, что этот потенциал надо использовать наиболее выгодным для себя образом.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Федор ЛУКЬЯНОВ