|
|
N°196, 23 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осушение портов
Питерские таможенники хотят победить коррупцию логистикой
На будущий год произойдет объединение Балтийской и Санкт-Петербургской таможен. Заодно изменится и вся инфраструктура оформления грузов, прибывающих в северную столицу по земле и по морю. Таможенники хотят ввести систему так называемых "сухих портов" и "удаленного выпуска" товаров на границе. Эти меры должны сократить очереди на международных автомобильных пунктах пропуска, освободить контейнерные площадки и склады Морского порта Санкт-Петербурга от простоя грузов и избавить городские улицы от грузового транспорта, а заодно помешать вошедшему в анекдоты таможенному мздоимству.
"Границы Северо-Западного федерального округа соседствуют с европейскими государствами, и мы должны соответствовать качеству и скорости их работы. Сейчас, например, часть грузов, которые идут в Россию, из-за проблем с оформлением приходят не в наши порты, а в порты Финляндии и Прибалтики, а потом оттуда идут к нам наземным транспортом", -- объяснил корреспонденту "Времени новостей" начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Михаил Прокофьев.
Другая причина перемен -- коррупция. Балтийская таможня, к примеру, была создана десять лет назад для работы с морскими грузами. Но в порту продолжается логистический бардак, нагрузка на сотрудников огромна -- иногда одному человеку приходится оформлять по 70 деклараций в день. Сами таможенники признают, что это хорошая почва для коррупции. За десять лет работы на Балтийской таможне сменилось девять начальников. Как справедливо заметил Михаил Прокофьев, степень криминализации таможенных органов лучше таможенников никто не знает: "Из 134 уголовных дел, возбужденных по факту коррупции на таможне, 97% были возбуждены по материалам наших оперативных служб".
Проблемы с логистикой, далекое от оптимального расположение таможенных постов -- еще две взаимосвязанные причины. Основное внимание уделяется порту. Таможенные терминалы на ограниченных территориях Морского порта расположены, по сути, прямо в центре Петербурга: порту буквально некуда расти. В результате грузы скапливаются на площадках и складах, а иногда фуры стоят в ожидании оформления прямо на прилегающих к порту улицах. При большом притоке товаров не всегда можно найти место для их хранения, да и имеющиеся склады не всегда соответствуют требованиям хранения. Именно поэтому из товаров, прибывающих в Россию по Балтийскому морю, две трети приходят в Петербург не на прямую, а через Финляндию и Прибалтику. Соответственно нагрузка на международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) необъективно увеличивается.
У этих самых МАПП грузы не оформляются, их только регистрируют и пропускают в страну, откуда они еще порядка 170 км идут к таможенным постам Петербурга. При этом большинству фур заезжать туда необязательно, поскольку грузы в них транзитные. Это "плечо" перевозки неоформленного груза опять же создает почву для правонарушений в виде подмены груза и других контрабандных мероприятий, цель которых -- снижение пошлины.
Чтобы решить все эти проблемы, специалисты СЗТУ хотят оптимизировать инфраструктуру таможенного оформления. Новую систему постепенно внедрят после объединения Балтийской и Санкт-Петербургской таможен. Необходимое решение Федеральной таможенной службы ожидается к 1 июля будущего года. Пока же таможенники показывают журналистам первые объекты новой инфраструктуры и рассказывают, как все это должно выглядеть в идеале.
"Сухие порты" -- это четыре частных контейнерных терминала вокруг Кольцевой автодороги и вдоль Западного скоростного диаметра. Грузы, приходящие морем, будут проходить через транзитные таможенные посты в порту. Складировать их там, зря занимая объемы контейнерных площадок, не будут, вместо этого они отправятся на четыре терминала, в которых на условии безвозмездной аренды будут располагаться четыре таможенных поста. Каждый терминал будет сопряжен с автомобильными трассами и железной дорогой.
Два из них -- Шушарский и Янинский -- уже почти построены, Пискаревский и Выборгский готовят контейнерные площадки. Сами терминалы -- коммерческие предприятия, которые могут принимать любые грузы. А взаимодействие с таможней даст инвесторам шанс на окупаемость.
Сухопутную границу таможенники собираются оптимизировать иначе -- поставив таможенные посты, грузовые терминалы и склады временного хранения прямо у МАПП "Торфяновка" и "Светогорск". Это избавит водителей грузовиков от необходимости ехать для оформления в Петербург. Но это пока более далекие планы. А в первое время планируется применить систему "удаленного выпуска" -- удаленного оформления грузов.
Вся же концепция охватывает не только Петербург и Ленинградскую область, но и другие регионы СЗФО, оптимизируя систему таможенного пропуска без изменения штатной численности. Одни посты закроются или будут сокращены, освободившийся персонал перейдет на другие посты, которые предполагается сделать не только современными, но и круглосуточными. А некоторые и передвижными.
Правда, пока исполнение задуманного зависит не только от воли таможенников, но и от того, как скоро будут достроены Кольцевая дорога и Западный скоростной диаметр. А также от того, как скажется кризис на подготовке открытия новых грузовых терминалов.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург