|
|
N°195, 22 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджет с дефицитом развития
Федеральный бюджет на 2010 год можно назвать осторожным по доходам и весьма щедрым по расходам. Предполагается, что в казну в следующем году удастся собрать 6,95 трлн руб. Это всего на 3,5% больше, чем заложено в бюджете этого года. Зато расходы государства составят 9,89 трлн руб. Примерно такой же объем трат предполагается в бюджете этого года. Однако в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, по расчетам правительства снижение бюджетных расходов должно составить 9,5% в 2010 году, 12,1% -- в 2011-м и 3,6% -- в 2012 году. В результате снизится и доля бюджетных расходов в ВВП страны: с 25,5% в этом году до 22,9% в следующем и до 18,0% -- в 2012-м.
Образующийся дефицит бюджета почти в 3 трлн руб. (это чуть меньше, чем в этом году -- 3,13 трлн руб.) правительство намерено на 1,86 трлн руб. покрыть за счет средств Резервного фонда. Таким образом, расходы из этого источника будут почти на 1 трлн руб. меньше, чем в этом году. Но больше из Резервного фонда взять нечего -- он будет опустошен. Впервые намечено взять деньги из Фонда национального благосостояния -- 0,39 трлн руб. Еще 0,69 трлн руб. предполагается привлечь за счет выпуска государственных ценных бумаг, в том числе 0,43 трлн руб. за счет размещения их на внешних рынках. Дефицит сохранится и в бюджетах 2011 и 2012 годов. Правда, предполагается, что он будет постепенно снижаться и сократится за три года вдвое.
Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает дефицит главной опасностью для федерального бюджета. «Нам нелегко будет сокращать дефицит бюджета, и есть опасность, что он примет хронические формы», -- полагает экономист. Но он надеется, что, вполне вероятно, доходы бюджета в будущем году будут больше запланированных и эти средства направят не на увеличение расходов, а на сокращение дефицита.
Считая бюджет «кризисным, спасительным бюджетом, бюджетом латания дыр», старший экономист ГК «Тройка Диалог» Антон Струченевский обращает внимание на его главную отличительную черту от бюджета этого года. «Правильно, что правительство заморозило уровень расходов в номинальном выражении, что позволяет несколько снизить дефицит, а следовательно, и макроэкономические риски в следующем году», -- уверен экономист. При этом он также надеется, что «правительство рассчитывает бюджет из самого консервативного варианта» и по доходам в будущем году будет перевыполнение. «Надеюсь, что при росте доходов расходная часть бюджета останется на запланированном уровне. Меньше окажется дефицит. Это был бы большой плюс для того, чтобы экономика поверила в устойчивость государственной финансовой системы, и плюс в развитии страны в целом», -- считает г-н Струченевский.
Годовой уровень инфляции не должен превысить 8%. Это больше, чем 5--7%, которые требовал обеспечить премьер-министр Владимир Путин для создания нормальных условий в сфере кредитования экономики и населения. Но все же меньше, чем в этом году, -- по последним прогнозам Минэкономразвития, цены вырастут до конца года на 10,5--11%. Ясно, что выполнение планов по снижению инфляции во многом будет зависеть от того, оправдаются или нет прогнозы правительства по цене нефти. В бюджет заложено 58 долл. за баррель нефти марки Urals. При такой стоимости среднегодовой курс доллара США ожидается на уровне 33,9 руб. за доллар. Но вчера заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач предположил, что «если цены на нефть будут выше 80 долл. и будет наблюдаться высокий приток капитала в страну», то доллар в 2010 году может стоить и 26 руб., «и даже 23 или 24 руб.». Он надеется, что такого укрепления не произойдет, так как даже укрепление до 26 руб. за доллар «может быть достаточно опасным с точки зрения восстановления экономики».
Федеральный бюджет на 2010 год провозглашен «социально направленным». Действительно, социальные расходы составят 73% бюджета. Только на пенсионное обеспечение планируется выделить 4,4 трлн руб. (это с учетом собственных средств ПФР, которые со следующего года, когда ЕСН будет заменен страховыми взносами, станут собираться в Пенсионный фонд напрямую, минуя бюджет).
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев признает, что бюджет является социальным, но считает это его главным недостатком. «Меры по повышению социальной защищенности, социальных расходов, прежде всего повышение пенсий, не могут быть антикризисными. Тем более сейчас и в нашей экономике, -- уверен эксперт. -- 2,6 млрд руб. прямых трансфертов в бюджеты социальных фондов, преимущественно в Пенсионный, -- это деньги на проедание». По его мнению, «бюджет получился самоедским и носит явно популистский характер». «Естественно, это народу понравится. И мне нравится как человеку, и я порадуюсь за свою маму, как круто у нее вырастет пенсия, -- рассуждает г-н Николаев. -- Но если подходить к этому как экономист, то радоваться я категорически отказываюсь. Бюджет получился прокризисного характера. У нас социальные расходы пока не стимулируют потребительский спрос. С весны уже были повышены пенсии и росли социальные расходы как фишка нашей антикризисной деятельности. При этом статистика последних месяцев свидетельствует, что оборот розничной торговли у нас в августе имел рекордно низкий уровень -- 9,8% по отношению к соответствующему месяцу прошлого года. Одновременно в летний месяц наблюдался рекордный приток вкладов. Вывод: нет у людей стимулов к потребительским расходам. Они предпочитают менять рубли на валюту или отнести их снова в банки. Антикризисного эффекта от роста социальных расходов не получается».
Председатель правящей партии «Единая Россия», спикер Госдумы Борис Грызлов не считает федеральный бюджет перегруженным социальными обязательствами. «Наш народ должен понимать, что государство сделает все необходимое, чтобы жизнь поддерживалась на должном уровне», -- не слишком амбициозно заявил спикер на встрече с премьером Владимиром Путиным накануне обсуждения бюджета-2010 в Думе. Поэтому он предложил предусмотреть в главном финансовом документе страны дополнительные расходы на индексацию с 1 сентября 2010 года студенческих стипендий и денежного содержания военнослужащих, а с ноября--декабря -- на увеличение зарплат бюджетников. Кроме того, он предложил обеспечить жильем всех ветеранов, а не только тех, кто успел встать на очередь до 1 марта 2005 года.
«У нас бюджет, совершенно очевидно, социальной направленности. Но бюджет остается и бюджетом развития», -- уверен Владимир Путин. Но с этим согласны не все. «Этот бюджет, конечно, не является никаким бюджетом развития, -- полагает советник Института современного развития Никита Масленников. -- Его главная задача -- удержать ситуацию и создать минимально достаточные предпосылки для сохранения макроэкономической стабильности». По его мнению, главным плюсом нынешнего бюджета является то, что государственные расходы в нем снижаются опережающими темпами по отношению к доходам: за три года на 10%. «В конструкцию бюджета заложена стратегическая ориентация на сокращение госрасходов и повышение их эффективности. Это последний бюджет, по ходу исполнения которого мы наткнемся на большое количество проблем, которые заставят нас менять многое, в том числе и в бюджетной политике. И вынудят не на словах, а на деле переходить к структурным реформам», -- надеется г-н Масленников. Например, он обращает внимание, что сегодня, по сути, главная статья расходов (примерно 8,6% ВВП) -- это межбюджетные трансферты. Из них 6% -- это трансферты во внебюджетные фонды социального характера (Пенсионный фонд и т.д.), которые сопоставимы с дефицитом бюджета. «Пока мы не займемся реструктуризацией сектора социальных услуг, у нас так все и будет», -- предостерегает экономист, но высказывает надежду, что «бюджет подталкивает проводить эти структурные реформы, к сожалению, отложенные в тучные годы».
Андрей СУСАРОВ