Время новостей
     N°195, 22 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2009
Неприкаянный вещдок
Российские власти пытаются сдать сухогруз Arctic Sea на Мальту
У сухогруза Arctic Sea, еще в августе освобожденного российскими военными из пиратского плена, на днях появилась надежда пристать все-таки когда-нибудь к берегу. После того, как судно было арестовано по решению Басманного суда и на нем закончили работу представители СКП, оно остается под контролем ВМФ России и уже два месяца вынуждено бесцельно «болтаться» в нейтральных водах. Чтобы передать корабль судовладельцу, российским властям надо его доставить в какой-нибудь порт. Однако власти Испании и Алжира, с которыми пытались решить этот вопрос, отказались его принять в силу разных юридических и технических проблем, которые российские власти никак не могут решить.

Как стало известно «Время новостей», теперь переговоры о передаче судна ведутся с властями Мальты, под флагом которой и ходит Arctic Sea. Впрочем, попутно выяснилось, что число причин, по которым иностранные власти с подозрением относятся к освобожденному сухогрузу, все время увеличивается.

Принадлежащий финской компании Solchart сухогруз Arctic Sea через дочернюю фирму зарегистрирован на Мальте и плавает под флагом этого государства. 22 июля судно с экипажем из 15 российских моряков и грузом древесины вышло в очередной рейс из финского порта Пиетарсаари, и 4 августа должно было прибыть в алжирский порт Беджайя. Однако по пути связь с ним пропала. В результате международной поисковой операции сторожевой корабль ВМФ России «Ладный» 17 августа обнаружил Arctic Sea у западных берегов Африки. Как выяснилось, еще 24 июля в Балтийском море у берегов Швеции к сухогрузу причалила надувная лодка, с нее на борт поднялись восемь вооруженных людей, которые захватили судно, отключили навигационную аппаратуру и направили его в южные районы Атлантики.

После того, как сухогуз был взят под контроль российским сторожевиком, предполагаемые пираты и 11 моряков с Arctic Sea были доставлены в Москву, а капитана и трех членов команды вместе с группой военных моряков оставили на судне для «поддержания его жизнедеятельности». После того, как Басманный суд Москвы 26 августа арестовал сухогруз, на Канарские острова для его досмотра вылетела бригада СКП. После тщательного обыска, проходившего в открытом море, следователи заявили, что на борту корабля нет никакого тайного груза оружия или наркотиков, о котором много писала западная пресса. После этого следователи вернулись в Москву, сообщив, что судно вскоре будет передано судовладельцу. Однако сделать это оказалось нелегко.

После долгих переговоров власти Испании так и не разрешили Arctic Sea зайти в порт Лас-Пальмас. Причин тому оказалось несколько - стороны не могли договориться, кто должен оплачивать услуги по обслуживанию и ремонту судна, также испанские власти не понимали, как идентифицировать сухогруз. Поскольку на нем оставались российские военные, портовые власти не признавали его «торговым судном», а считали «неким плавающим объектом под контролем иностранных ВМФ».

После этого на буксире и в сопровождении российского сторожевика Arctic Sea проследовал в Средиземное море, где его планировалось «сдать» в порт назначения - Беджайю. Однако, переговоры с алжирскими властями так же не увенчались успехом. После этого в конце сентября сухогруз встал на стоянку в районе Гибралтара, поскольку деваться ему было больше некуда, и находится там до сих пор.

На судне при этом все еще остаются четыре российских моряка, которые не видели берега уже почти 3 месяца. Их соратники из профсоюза и родственники не раз обращались в разные инстанции, в том числе к российским президенту и премьеру, с просьбой помочь вернуть моряков домой, но без успеха.

Вчера же советник посла России на Мальте Андрей Филиппов сообщил, что переговоры о приеме судна между мальтийскими и российскими дипломатами идут полным ходом. «Мальтийская сторона попросила предоставить ей декларацию, в которой бы давались гарантии, что на сухогрузе нет никаких запрещенных или тайных грузов, и что оно не представляет никакой опасности с точки зрения своего технического состояния и экологии, -- рассказал дипломат. -- Мы подписали этот документ и в начале этой недели передали его властям Мальты».

По мнению г-на Филиппова, учитывая, что российская сторона полностью выполнила все предварительные условия властей Мальты, вероятность того, что разрешение на заход в один из портов в итоге будет дано, очень высока. Впрочем, дипломат признал, что один щекотливый момент, связанный с передачей сухогруза, пока не согласован. «Еще не ясно, кто именно будет буксировать сухогруз в порт. Возможно, это будет мальтийский буксир, который встретит судно за пределами территориальных вод, чтобы в них не заходили суда российского ВМФ. Но не исключено, что власти Мальты разрешат заход в свои воды и российским военным кораблям», -- сказал он.

Г-н Филиппов также рассказал еще несколько причин, почему Arctic Sea так и не допустили в территориальные воды Испании и Алжира. Оказалось, мальтийские эксперты, посетившие судно, после того, как оно подошло к Канарским островам, составили протокол, согласно, которому сухогруз, на котором были выведены из строя все навигационные приборы, формально не имеет права находиться в море. И по этой причине испанские и алжирские власти не хотели связываться с Arctic Sea. Кроме того, по словам советника, немаловажную роль сыграл и нерешенный финансовый вопрос -- было непонятно, кто будет оплачивать все расходы, связанные с буксировкой судна в порт и его стоянкой. Но, по словам дипломата, у Solchart на Мальте есть свой судовой агент, который в случае необходимости может урегулировать организационные и финансовые вопросы.

В свою очередь, замглавы компании-оператора сухогруза Solchart Arkhangelsk Иван Бойко вчера также подтвердил, что Мальта согласна принять сухогруз, но, по его данным, власти этой страны выдвигают другие условия приема судна. «Главная на сегодня проблема -- то, что судно арестовано и является вещественным доказательством по уголовному делу, -- сказал он. -- Кроме того, мальтийская сторона хочет, чтобы при заходе в порт на сухогрузе не было вооруженных людей. Насколько мне известно, для урегулирования всех юридических формальностей Solchart обратился в компанию «Юринфлот», которая специализируется в области морского права. Сейчас их юристы пытаются разрешить все вопросы с Басманным судом». Представители самого «Юринфлот» вчера от комментариев отказались.

Анатолий КАРАВАЕВ