|
|
N°195, 22 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Популярная история
Социологи отмечают рост интереса россиян к прошлому
Россияне все больше интересуются историей страны -- доля тех, кто хочет разобраться в прошлом, за последние годы выросла в два раза. К такому выводу пришли социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликовавшие вчера результаты опроса, в ходе которого наших соотечественников просили рассказать об интересе или безразличии к истории. Ответы наглядно свидетельствуют, что помимо общего интереса к «исторической правде» многие россияне демонстрируют желание «исключить путаницу и разногласия» из процесса преподавания истории и ввести единый учебник для всех школ. Такая политизированность вопроса позволяет профессиональным историкам сделать вывод о том, что граждане России «на самом деле интересуются не историей как наукой, а лишь дискуссиями вокруг нескольких исторических тем, которые подогреваются политиками».
Опрос проводился в начале октября по репрезентативной выборке из 1600 человек в 140 населенных пунктах России. И если сравнивать с аналогичным исследованием, проводившимся в 2007-м, сразу бросается в глаза, что доля граждан, увлекающихся историей, увеличилась больше чем в два раза -- с 30 до 62%. Историей, как правило, интересуются высокообразованные респонденты и жители средних по размерам и численности городов. Малообразованные россияне и жители малых городов и сел к истории относятся с меньшим интересом, однако даже в этих социальных слоях социологи отмечают подвижки.
Убеждения россиян, высказанные в беседах с социологами, вполне укладываются в нынешнюю государственную историческую доктрину. Большинство наших соотечественников придерживается довольно жесткой позиции по поводу оценки исторических событий -- 60% уверены, что их переосмысление недопустимо, и примерно столько же (61%) полагают искажением исторической действительности так называемые «национальные истории». Впрочем, почти каждый третий респондент (31%) видит в написании истории «бесконечный процесс», «в ходе которого каждое поколение трактует историю с высоты своих знаний и настроений».
С тезисом о необходимости введения единого учебника по истории во всех российских школах согласилось 79% респондентов, уверенных в том, что он не будет вносить в головы учащихся «лишнюю путаницу и разногласия». В свою очередь те, кто допускает существование одновременно нескольких учебников истории, «чтобы учителя могли выбирать, по какому из них учить детей», остаются в подавляющем меньшинстве -- так заявило всего 15% опрошенных. Примечательно, что за единый учебник выступают преимущественно пожилые люди, в то время как за вариативность пособий ратуют недавние выпускники школ -- 18--24-летние россияне.
При этом 26% опрошенных заявили, что история не может существовать вне политики и политической борьбы. 66% респондентов утверждают, что видят в истории прежде всего науку и инструмент познания. Но, по мнению директора ВЦИОМа Валерия Федорова, причина такого повышенного интереса к истории лежит все же в политической плоскости. «Он подогревается не изнутри, а снаружи, по периметру наших границ, странами бывшего СССР и Восточной Европы, которые в последние годы явились инициаторами многих дискуссий по тем или иным историческим моментам», -- полагает г-н Федоров. Если сначала переписыванием истории занимались только страны Прибалтики, то в последние годы активные призывы пересмотреть историю XX века раздаются и на Украине, и в Польше. «По инициативе Польши вопросы оценки тех или иных исторических фактов, в частности пакта Молотова--Риббентропа, были вынесены на общеевропейскую трибуну, Парламентскую ассамблею ОБСЕ», -- напоминает в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Федоров о скандальной резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы. При этом, утверждает Валерий Федоров, времена серьезных рассуждений о прошлом остались в конце 80-х -- начале 90-х годов.
Ректор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян, напротив, считает, что вопросы поиска национальной идентичности сегодня весьма актуальны для российского общества -- «именно поэтому наблюдается повышенный интерес к истории». Однако, по мнению академика, интерес большинства граждан к истории не научный, а научно-популярный. «Людям нравится историческая беллетристика (телевизионная и литературная), в которой нередко взгляды на историю искажаются или вовсе не соответствуют действительности», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Чубарьян. «Согласно многочисленным опросам о том, какие книги наиболее любимы у россиян, как правило, лидирует историческая литература, но не серьезная, а скорее беллетристика, что-то вроде Пикуля», -- подтверждает слова академика Валерий Федоров.
Что же касается единого учебника, то, по мнению Александра Чубарьяна, «мы единообразие в учебном процессе уже прошли, и назад возвращаться не нужно». «Нужна вариативность. Необходимо воспитывать людей, умеющих мыслить, умеющих сравнивать источники и делать свои выводы», -- говорит г-н Чубарьян.
Вячеслав КОЗЛОВ