|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великий железнодорожный путь
Китай снова готов закупать российские локомотивы
В ближайшее время Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) может возобновить крупномасштабные поставки своей техники в Китай. По крайней мере побывавший на заводе министр железных дорог КНР Фу Чжихуань заявил о готовности его ведомства закупать в Новочеркасске новейшие модели электровозов, чтобы в перспективе организовать их совместную сборку на территории Китая. На заводе говорят, что китайские железнодорожники хотят модернизировать свой подвижной состав по обычной для этой страны технологии, сначала закупая новочеркасскую технику, а затем успешно ее копируя.
Китай уже десять лет ничего не покупал у новочеркасского завода, бывшего в советское время крупнейшим в Европе производителем локомотивов. Последняя крупная сделка между КНР и НЭВЗом состоялась в конце 80-х годов, когда новочеркассцы поставили в Китай сотню грузовых электровозов экспортной серии. С тех пор, как рассказывают на НЭВЗе, китайцы сами научились делать электровозы, которые, правда, очень сильно смахивают на помесь новочеркасских и французских машин.
«Китайцы хотят обновить свой подвижной состав и сейчас ищут себе партнеров по сборочным проектам, -- говорит руководитель пресс-службы НЭВЗа Алена Ларина. -- Однако далеко не все хотят делиться с китайцами собственными технологическими секретами. Из-за этого, по нашим сведениям, у китайцев, например, недавно несколько испортились отношения с одним из западных концернов. Возможно, отчасти поэтому они именно сейчас обратили свое внимание на НЭВЗ. Кроме того, китайские заводы, что производили локомотивы, сегодня стали частными, благодаря чему железная дорога КНР получила возможность выбора поставщика подвижного состава, в том числе и среди иностранцев. Годовая потребность Китая в новых локомотивах 800--1000 машин, из которых 300 -- электровозы. Часть из них вполне может поставлять новочеркасский завод. В частности, китайцев заинтересовала наша последняя разработка -- локомотив с асинхронным приводом ЭП-10, который может работать как на постоянном, так и на переменном токе. Железные дороги КНР хотят не только покупать эту машину, но и организовать ее совместную сборку».
НЭВЗ в свою очередь предложил китайцам для начала модернизировать те 100 новочеркасских электровозов, что передвигаются сейчас по железным дорогам Поднебесной. Модернизация позволит сократить потребление локомотивами электроэнергии на 8% и окупит себя в течение полутора лет.
Впрочем, конкретные параметры сотрудничества с НЭВЗом должна будет определить специальная экспертная группа, которую Фу Чжихуань в ближайшее время командирует в столицу донского казачества. Правительство КНР приняло решение о выделении 40 млрд долларов на развитие железнодорожного транспорта в западных и восточных районах Китая, и сейчас железнодорожное ведомство Поднебесной ищет пути освоения этих средств. В том числе и в Новочеркасске.
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) уже четвертый год находится под внешним управлением. Просроченные долги предприятия сейчас невелики (чуть больше 200 млн руб.), а кроме того, у НЭВЗа появился стратегический инвестор и стабильные заказы. С губернатором Ростовской области Владимиром Чубом достигнута договоренность о том, что контрольный пакет акций НЭВЗа получит МПС в обмен на стабильные заказы для новочеркасского завода. Только в этом году российские железные дороги закупят в Новочеркасске продукции на два с лишним миллиарда рублей. Еще 25% акций НЭВЗа отойдет «Тагмету», который с конца прошлого года загрузил предприятие заказами на производство промышленных локомотивов для нужд металлургической и угольной промышленности (ежегодный объем 500--700 млн рублей).
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону