|
|
N°195, 22 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Естественные партнеры
Германские деловые круги поддержали Владимира Путина
Посетив накануне завод "Фольксваген" в Калуге, вчера премьер-министр Владимир Путин принимал делегацию представителей немецких деловых кругов. Точек пересечения как лично у главы правительства, так и у России с Германией предостаточно. Но, по мнению иностранных бизнесменов, сотрудничество могло бы быть еще более взаимопроникновенным -- главы крупнейших немецких компаний вчера предлагали себя в качестве активных участников процесса приватизации российских компаний.
В Дом приемов правительства на Воздвиженку приехала «самая значительная по составу участников германская делегация, когда-либо выезжавшая за рубеж», как оценил возглавлявший группу Клаус Мангольд, председатель Восточного комитета германской экономики. В зале собрались представители компаний с общим оборотом 500 млрд евро и числом персонала около 2 млн человек. Это были председатели правления компаний E.ON Ruhrgas, Siemens, Metro, Deutsche Bahn, Daimler, Thyssen-Krupp, члены правления Volkswagen AG и Commerzbank и другие.
«Наша встреча носит уже традиционный характер: мы встречаемся практически каждый год, и я хотел бы поблагодарить вас за то внимание, которое вы уделяете сотрудничеству с Россией», -- традиционно начал со слов благодарности г-н Путин. Затем выдал на память несколько цифр: с января по апрель этого года объем немецких инвестиций вырос на 36%, товарооборот по итогам прошлого года составил свыше 60 млрд долл. В этот момент стало понятно, что только из уважения к собственным коллегам -- первому вице-премьеру Игорю Шувалову, вице-премьеру Игорю Сечину и замглавы администрации правительства Юрию Ушакову -- премьер не переходит на немецкий.
«Более чем 60 млрд», -- укоряюще по-русски уточнил г-н Путин переводчику, пропустившему «свыше». Тот послушно исправил неточность. Премьер сразу постарался дать понять «самой значительной делегации», что подавить присутствующих на встрече немногочисленных российских чиновников авторитетом и экономической мощью не получится, сотрудничество давно ведется на равных. «В результате нашей совместной работы мы и в эти сложные сегодняшние времена способствуем сохранению и даже созданию новых рабочих мест как в России, так и в Германии», -- припомнил г-н Путин не только открытие завода Volkswagen в Калужской области, но и покупку Opel Сбербанком и Magna.
Державший ответную речь Клаус Мангольд также был удовлетворен достигнутыми успехами. «Есть действительно крупномасштабные проекты на будущее, -- убежден он, -- в области инфраструктуры, и в энергетическом секторе, и в области повышения энергоэффективности и дальнейшего расширения сети наших трубопроводов, ведь как раз вчера «Северный поток» сделал очень важный шаг вперед». «Германская экономика воспринимает себя как естественного партнера России в вопросах модернизации российской экономики», -- заметил г-н Мангольд. Следующим естественным шагом могло бы, по его мнению, стать полноценное участие немецких компаний в приватизации российских предприятий: «И мы верим, господин председатель, что программа приватизации, которая была объявлена несколько недель тому назад в России (план приватизации на следующий год, принимаемый каждый раз вместе с бюджетом. -- Ред.), предоставляет новые важные шансы для дальнейшего развития сотрудничества между Россией и Германией».
Разумеется, участие немецкой стороны почти чистой воды альтруизм. «Мы хотим позаботиться, чтобы еще в большей степени, чем раньше, в Россию приходили наши технологии для повышения эффективности и конкурентоспособности российских предприятий», -- обратился г-н Мангольд к премьеру, разумно полагая, что поддержка Владимира Путина будет решающей в вопросе об участии немецких компаний в приватизации. Но Владимир Путин, казалось, не понимал намеков: «Иногда складывается впечатление, что мы вам вообще не нужны -- я имею в виду административные структуры. Сейчас новое правительство в Германии еще не сформировано, а работа идет так, как будто вообще ничего в политической сфере не происходит».
Уже выходя из зала, журналисты смогли услышать, как г-н Мангольд продолжал делать комплименты российскому политическому и экономическому руководству: «Мы верим в стратегическое партнерство экономик России и Германии, сотрудничество продолжается, причем преемственность и последовательность наблюдается не только в экономической, но и политической сфере». «У нас, слава богу, все здесь развивается неплохо, -- не стал отрицать г-н Путин. -- Причем как на правительственном уровне, так и в общественном сознании».
После встречи главный спикер немецкой делегации Клаус Мангольд поделился с журналистами своими впечатлениями. Судя по всему, встреча действительно была напряженной, а дискуссия -- острой. Остроты же в общение главы Восточного комитета с журналистами добавило отсутствие переводчика, из-за чего все самое интересное г-ну Мангольду пришлось повторять два раза -- сначала на немецкие телекамеры, затем для настырных и любознательных русскоговорящих журналистов. Как сообщил выразитель немецких интересов, уже на следующей неделе начнется активная работа по изучению списка из 5,5 тыс. российских предприятий, приватизация которых намечена на будущий год и которые могли бы быть заинтересованы в немецкой помощи при модернизации производства. Речь идет, например, о производителях автокомплектующих.
Г-н Мангольд выглядел несколько утомленным то ли прошедшей дискуссией, то ли настойчивостью прессы, которая требовала подробностей -- какие именно предприятия интересуют немецкую сторону, как продвигается работа по "Северному потоку". Но никаких существенных сведений глава делегации не выдал. Зато глава компании Siemens Петер Лешер намекнул, что уже в ближайшее время возможно создание совместного предприятия с госкорпорацией «Росатом».
Юлия МИРОНОВА